Основная проблема рынка сегодня — сокращение расходов клиентов на юристов. Кризис заставляет потребителей юридических услуг переоценивать действующую систему трат, пересматривать планы дальнейшего развития и инвестирования. В частности, многие компании отказываются от услуг сторонних консультантов, предпочитая больше задействовать inhouse-юристов. Проекты, которые раньше вели внешние специалисты, теперь делаются за счет собственных департаментов. Соответственно, больше других пострадал от кризиса рынок юридического консалтинга. Данная тенденция, скорее всего, сохранится до стабилизации экономических условий.
«Похоронный» спрос
Кризис повлиял на целый ряд практик в юридических фирмах, связанных с корпоративным правом, слияниями и поглощениями, недвижимостью, рынками капиталов, ценными бумагами. Упал спрос на услуги по сопровождению международных сделок и инвестиционных проектов. Если до кризиса значительное число юристов были заняты в секторе слияний и поглощений и операциях с недвижимостью, то сейчас фокус рынка изменился. Отмечается рост потребности клиентов в консультациях по вопросам реструктуризации бизнеса и пересмотра арендных договоров.
Как отмечает управляющий партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Евгений Шестаков, рынок вернул в качестве основного тренда спрос на «похоронные» юридические услуги: сопровождение банкротств (теперь и личных) и взыскание долгов (коллекторство).
Представители юридического рынка также отмечают рост налоговых практик благодаря растущему давлению налоговых органов. Так, по данным руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина, его ведомство в прошлом году пополнило федеральный бюджет на 6,9 трлн руб. Это на 11% больше, чем в 2014-м. Основной рост обеспечен за счет ненефтегазовых доходов: собранный налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС — на 12%, имущественные налоги — на 12%. В реальном выражении налоговые поступления увеличились на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%. При этом, по данным главы ФНС, треть прироста поступлений налогов была обеспечена за счет улучшения налогового администрирования.
Партнер юридической компании BGP Litigation Александр Голиков считает, что дефицит бюджета власти пытаются покрыть также через изменение практики рассмотрения налоговых споров и ужесточение налогового контроля.
Правда, увеличившийся объем работы на практике не всегда ведет к росту доходов, отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр: «Во-первых, при увеличении объема судебных дел суммы исковых требований стали ниже, чем раньше, потому что уменьшились суммы сделок. А во-вторых, клиенты сейчас торгуются и нередко добиваются существенного снижения цены».
Таким образом, основной тенденцией рынка становится адаптация к существующим экономическим условиям — диверсификация бизнеса, развитие актуальных практик (банкротства, судебные споры), а также загрузка «непопулярных» практик (инвестиции, M&A) в проектах, способных принести реальный доход.
Миграция правоведов
Рынок труда юристов остается достаточно стабильным, юридические фирмы и компании по-прежнему заинтересованы в найме профессионалов.
Исполнительный директор кадрового агентства Staffwell Инна Алпаидзе отмечает, что сейчас предпочтение отдается кандидатам с опытом работы в таких практиках, как банкротство/реструктуризация, IT-право, антимонопольное право, судопроизводство (в первую очередь арбитраж — как российский, так и международный), комплаенс.
По данным кадрового агентства Norton Caine Legal Recruitment, также заметна миграция российских юристов из консалтинга в inhouse. Кандидатов на должности при этом значительно больше, чем вакансий. Так, согласно результатам опроса международной компании в области юридического рекрутмента Laurence Simons, проведенного в конце 2014-го — начале 2015 года, за анализируемый период (шесть месяцев) только три четверти (76%) соискателей в правовой сфере нашли себе подходящее место работы. Следствия этого — рост конкуренции, снижение уровня ожидаемых компенсаций, а также рост безработицы среди специалистов. Некоторые столичные юридические фирмы сокращают расходы путем найма региональных юристов для удаленной работы, чьи зарплатные ожидания гораздо ниже, чем в столице.
Минус «ильфы»
Российский рынок в последний год стал менее привлекательным для иностранных юридических компаний. Из-за экономического кризиса, санкций, девальвации рубля каждый десятый партнер международных юрфирм сократил число юристов в российских офисах. Многие подумывают о том, чтобы вовсе уйти с рынка.
Пока лишь одна американская юридическая фирма — K&L Gates — официально закрыла свой офис и прекратила работу в России. В целом же положение иностранных юридических компаний действительно изменилось не в лучшую сторону. Многие платежеспособные клиенты подпали под действие международных санкций, зарубежные проекты российских компаний сворачивались. И то и другое не могло не сказаться на работе представленных в России зарубежных юрфирм, отмечает управляющий партнер офисов Baker & McKenzie в СНГ Сергей Войтишкин.
По мнению старшего партнера юридической компании Linklaters Дмитрия Добаткина, за последние два года рынок юридических услуг, оказываемых «ильфами» (international law firms, ILF), сократился примерно на 30%, при этом «схлопывание» началось еще до украинского кризиса в связи с общим замедлением российской экономики в 2013 году.
Несмотря на все сложности, рынок продолжает видеть постоянный поток инвестиций из СНГ и со стороны российских госпредприятий. Есть также повышенный интерес со стороны инвесторов в Китае и на Дальнем Востоке.
Плюс доходы
Несмотря на трудности, средний прирост выручки крупных игроков российского юррынка увеличился. По данным последнего рейтинга газеты «Коммерсантъ» и проекта LegalPractice.Ru, за прошедший год рост этого показателя составил 18,8%, в индивидуальном зачете размер прироста выручки отдельных фирм составил от 1 до 70%.
В целом 2015 финансовый год большинство юридических фирм закончили неплохо, хотя в долларовом выражении показатель выручки упал вдвое. Например, по информации юридических компаний «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», в 2015 году финансовые результаты этих фирм были не хуже, чем в 2014-м.
При этом большинство опрошенных управляющих партнеров российских юркомпаний делают оптимистичные прогнозы. Значительная часть респондентов прогнозирует увеличение выручки в текущем году в среднем на 20–25%. Так, компания Goltsblat BLP, по словам управляющего партнера Андрея Гольцблата, в 2014–2015 годах увеличила выручку на 34%. По его прогнозам, в 2015–2016 годах выручка должна увеличиться еще на 25%. А Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев групп», считает, что финансовая реальность 2015 года оказалась даже чуть лучше прогнозов. Управляющий партнер юридической фирмы «Юст» Евгений Жилин считает, что в 2016 году рост выручки составит не менее 15–20%.