По прямой
Согласно новой редакции «Основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2018 года», для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста кабинету министров необходимо реализовать комплекс мероприятий, позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций. «Локализация — самый короткий путь к импортозамещению», — отметил недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
В настоящий момент самая высокая доля импорта приходится на станко— и машиностроение, а также на текстильную промышленность. К 2020 году зависимость от импорта, считают в российском правительстве, должна быть сокращена с 88 до 40%, в том числе и через локализацию.
Значимыми шагами в этом направлении стало принятие в конце 2014 года федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», постановление правительства «Об утверждении госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», приказ Минпромторга от 12 ноября 2015 года, установивший порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ и процедуру признания отсутствия отечественных аналогов у закупаемых изделий.
Перечисленные документы в различной степени призваны стимулировать локализацию производства путем поддержки производств с определенной долей локализации и создания им различных преференций. К таким мерам отнесены финансовая поддержка, включая субсидии из бюджетов различного уровня, налоговые льготы, заключение специальных инвестиционных контрактов и так далее.
Инструменты
Отдельно стоит выделить следующий принцип: промышленная продукция, произведенная на территории страны, имеет приоритет перед иностранной, если речь идет о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.
В частности, предусмотрена особая мера стимулирования промышленной деятельности, в том числе ее локализации — специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в РФ и иные обязательства социально-экономического характера. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до 10 лет в порядке, установленном правительством.
При заключении такого контракта инвесторам предоставляются отраслевые льготы и преференции, которые гарантируют стабильные условия ведения бизнеса. Правительство разработало типовую форму специального инвестиционного контракта (постановление № 708 от 16 июля 2015 года «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»). Заключать подобные соглашения смогут представители совершенно разных отраслей — от легкой промышленности и машиностроения до фармацевтики и радиоэлектроники.
Принимая такие меры, отечественная исполнительная власть ссылается и на зарубежный опыт. По данным Минпромторга, введение подобного механизма в Венгрии помогло этой стране за 10 лет выйти на первое место по объему иностранных инвестиций на душу населения среди стран Центральной и Восточной Европы. А Китаю позволило увеличить годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций с $4,4 млрд в 1991 году до $45,5 млрд в 1998-м. При этом, как отмечают специалисты, инвестиционные контракты предусматривали выдачу Банком Китая льготных кредитов, что в свою очередь и вызвало приток такого объема инвестиций.
Российское законодательство пока подобных преференций не дает. При этом страна имеет свой успешный опыт по локализации производств в автомобильной сфере. Договор промышленной сборки стал одним из важнейших факторов стратегии, разработанной Минпромторгом до 2020 года для возрождения автотранспортной отрасли.
Развитие автопрома через локализацию включало в себя достаточно большой комплекс мер стимулирования: таможенно-тарифные решения, протекционистские ограничительные меры (административные и технические барьеры), меры по стимулированию сбыта (программы утилизации, льготное автокредитование, государственные закупки), меры по привлечению инвесторов, напоминает директор по стратегическому маркетингу инвестиционно-промышленного холдинга GS Group Андрей Безруков.
Впрочем, имеются и неоднозначные примеры из практики локализации производства. Так, немецкая компания Claas построила в Краснодаре завод по производству зерноуборочных комбайнов. Стремясь локализовать производство, фирма произвела обследование 1150 потенциальных поставщиков комплектующих и оборудования. Только четверо из них были признаны в той или иной степени соответствующими критериям компании. И лишь один из них смог пройти трехлетнюю программу концерна по подготовке поставщиков. По словам генерального директора Claas Ральфа Бендиша, цены на отдельные компоненты, предложенные местными производителями, в 5–10 раз превышали западноевропейские аналоги при значительно меньших затратах на зарплату и сырье.
Условия
Многие специалисты отмечают, что стимулирование локализации производств должно осуществляться через ряд комплексных мер, применительно к каждой отрасли промышленности. Пример автопрома показывает, что локализация производства может быть более выгодна, чем импорт, но только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне, отмечают аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC).
В свою очередь, иностранные инвесторы относятся к локализации производства с определенной опаской, считая, что добросовестная конкуренция и предсказуемое развитие рынка являются решающими факторами при принятии компанией решения о локализации части ее производства в той или иной стране.
Так, Комитет по локализации и промышленному производству Российско-Германской внешнеторговой палаты с целью оптимизаций положений российского законодательства относительно локализации производства выделил несколько ключевых положений, которые должны быть проработаны более детально.
К ним относится: определение нескольких отдельных приоритетных отраслей и сегментов промышленности, в которых российское правительство считает обязательным иметь в будущем высокую долю производства иностранными фирмами в ходе производственного процесса на территории своей страны; прозрачное и долгосрочное формирование таможенной политики для отраслей (продуктов), в которых может быть осуществлена локализация для того, чтобы предоставить инвестору большую надежность при планировании; расчет доли локализации — несложный, понятный и одинаковый для всех; создание условий для локализации научно-исследовательских работ.
Некоторые условия для стимулирования локализации производств в России уже созданы, однако, скорее всего, для достижения высоких показателей инвестирования потребуется еще ряд мер, дополняющих уже существующие. При этом стабильность российского законодательства и соблюдение государством принятых на себя обязательств носит ключевой характер для привлечения долгосрочных локализованных производств.