Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Антикризис гостиничного рынка

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Гостиничный рынок в России выходит из кризиса. Аналитики отмечают рекордную загрузку отелей, которая привела к росту цен. Участники рынка убеждены, что сложившаяся тенденция роста на рынке гостиниц будет укрепляться.

Рекордная загрузка

По итогам первого полугодия 2016 года уровень загрузки и доходности гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга достиг рекордных показателей за последние пять лет. Согласно данным компании Jones Lang LaSalle (JLL), за шесть месяцев 2016 года уровень загрузки отелей в столице достиг 68% (рост составил 4,6%). Средняя стоимость размещения при этом увеличилась на 6,7%, до 7,8 тыс. руб. за номер.

В третьем квартале тенденция роста загрузки и стоимости гостиничных номеров продолжилась. Марина Смирнова, партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield отмечает, что за девять месяцев текущего года загрузка качественных отелей в Москве вышла на уровень 2012 года, когда показатели были рекордными, и достигла 69,6%. По данным компании CBRE, одним из рекордсменов по загрузке стала московская гостиница Golden Apple Boutique: по результатам трех кварталов загрузка здесь составила 89%. «Данные 2016 года позволяют говорить, что рынок выходит из кризиса», — отмечает Марина Смирнова.

В Санкт-Петербурге, по данным Cushman & Wakefield, загрузка по итогам девяти месяцев оказалась на столичном уровне — 69,9%. При этом разница в цене номера в столице и Санкт-Петербурге сократилась: если раньше московские отели обходились на 1–2 тыс. руб. дороже за ночь, то теперь петербургские их догнали и дешевле только на 200 руб. Как поясняет Марина Смирнова, сравнять показатели с Москвой удалось благодаря ряду знаковых мероприятий — например, Петербургскому международному экономическому форуму.

Рынком, существенно прибавившим как по загрузке, так и по средней цене продажи, стал Сочи. «В этом году впервые город отработал как всесезонный курорт: загрузка горного сектора в летний период составила по ряду объектов 50–70%, тогда как зимой пляжные гостиницы грузились на 40–50%, что для высокосезонного рынка Сочи является большим достижением», — подчеркивает Марина Смирнова. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяны Веллер, загрузка растет также в городах и регионах, где есть очевидный центр притяжения спроса — производственный, деловой или туристический. Особенно выигрывают города, где местное правительство проводит работу по популяризации города как привлекательного направления, — самым ярким примером эксперт называет Казань.

Работа на внутренний туризм

Рост загрузки российских отелей объясняется тем, что за последние два года отечественный гостиничный рынок переориентировался на внутреннего туриста, поясняет Татьяна Веллер. «В целом гостиничный рынок российских городов работает на внутреннем спросе. Это характерно и для других стран, в том числе европейских, где внутренний спрос составляет 60–70%», — соглашается Марина Смирнова.

При этом в каждом сегменте рынка своя динамика. Так, в люксовом сегменте загрузка значительно выросла за счет того, что туристы, оперирующие твердой валютой, теперь могут позволить себе лучший отель за тот же бюджет. «Кризис девальвировал цены в России, в том числе и на гостиницы, и сделал Россию гораздо более привлекательной для иностранных туристов. Прямым подтверждением этому служит уровень заполняемости столичных отелей высокого уровня, который на протяжении 2016 года близок к 70%», — поясняет замдиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич.

В среднем ценовом сегменте больше гостей, приезжающих с деловыми целями из российских регионов: постепенная локализация экономики становится стимулом для внутренних командировок. Наконец, в сегменте эконом и нижней части среднего сегмента внушительную нишу занимают туристы из Азии, которые приезжают в групповые туры.

Рост популярности России у китайских туристов подтверждает генеральный директор компании Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. По ее словам, в целом с начала года динамика потока международного туризма в Россию демонстрирует увеличение на 14–18%. «Прирост происходит в первую очередь за счет азиатского рынка, и китайских туристов в частности. Рост количества китайских туристов составляет около 40%, однако в абсолютных цифрах это прирост менее чем 250 тыс. туристов с начала года», — отмечает эксперт. Помимо Китая в Россию едут туристы из стран бывшего СССР, Германии, США, Турции, Великобритании, Израиля, Кореи, Италии и Испании. При этом, по словам эксперта, наиболее значительный приток иностранных туристов приходится на Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Хабаровск, Москву.

Люксовый сегмент лидирует

Рост загрузки отелей привел к росту цен, однако каждый из городов подошел к повышению по-разному. «Если в Москве ожидания отельеров лежат в рамках инфляции и чуть выше (15%), то в Санкт-Петербурге — не менее 30%. Сочи как главный курортный рынок повысил цены в сезон 2016 года на 30–50% по сравнению с прошлым годом, а некоторые отели — в несколько раз», — подчеркивает Марина Смирнова. Однако именно агрессивное наращивание средних цен в высокий сезон может стать барьером для дальнейшего роста рынка. В то же время бюджетные отели становятся хитами гостиничных рынков. Как отмечает Смирнова, тенденция к развитию хостелов — прямое следствие повышенного интереса туристов к бюджетным размещениям.

Неравномерным был рост цен и в зависимости от сегмента рынка. Так, по данным JLL, в Москве цены выросли во всех сегментах гостиничного рынка, кроме среднего, в котором наблюдалось незначительное падение (на 2,8%). В результате в среднем по рынку показатель средней цены проданного номера (ADR) за первые три квартала текущего года вырос на 7,7% по сравнению с 2015-м. Самый заметный рост стоимости размещения наблюдался в люксовом сегменте: за девять месяцев 2016 года ADR в отелях этой категории выросла на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

Рост загрузки в совокупности с ростом цен обеспечил рынку беспрецедентный рост показателей доходности. Так, для московских отелей люксового сегмента показатель доходности в расчете на номер, по данным JLL, увеличился по результатам трех кварталов на 22,6%. В среднем по рынку этот показатель вырос на 14,9%.

Таким образом, главным драйвером роста гостиничного рынка стал слабый рубль. В то же время рост рынка поддерживается и за счет внутреннего туризма: поездки россиян за рубеж сократились из-за нестабильной обстановки в мире, а также введенного ограничения на выезд за рубеж для некоторых россиян. Поскольку в ближайшее время эти факторы вряд ли будут нивелированы, участники рынка прогнозируют, что загрузка на основных гостиничных рынках останется на высоком уровне, а отельеры продолжат постепенное повышение рублевых цен.


Новые отели для чемпионата       

С 2012 по 2015 год ввод новых отелей в России заметно рос. Так, в 2012 году, по данным Госкомстата, количество гостиниц в стране увеличилось на 900 объектов, номерной фонд — на 22,7 тыс. единиц. При этом качественных гостиниц, управляемых международными операторами, открылось всего пять, на 1130 номеров. Для сравнения: в 2015 году количество гостиниц увеличилось на 3244 объекта, а номерной фонд — на 61,4 тыс. единиц. Прирост качественных гостиниц составил 19 объектов (более 3 тыс. номеров). За три года номерной фонд в целом по стране вырос на 44%.

Кризис замедлил строительство новых объектов на гостиничном рынке. Сегодня основной ввод связан с подготовкой к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу: открытие новых гостиниц ожидается в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Саранске, Ростове-на-Дону. Помимо этого новые объекты появятся в Томске, Тюмени, Архангельске и Иркутске. Всего к вводу до 2018 года запланировано более 7 тыс. номеров в качественных отелях, управлять которыми пригласят международных операторов. «Однако большинство проектов носит «бумажный» характер. В стадии строительства не более 2 тыс. номеров», — отмечает партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. На строительство гостиниц оказывает влияние как кризис, так и рыночная ситуация на отдельных региональных рынках — одновременный выход нескольких гостиниц снижает их операционные показатели, вследствие чего остальные инвесторы пересматривают свои проекты, поясняет эксперт.

Компетенция Между офисом и домом
Скачать Содержание
Закрыть