Думать заранее
Руководитель практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Екатерина Смирнова рассказывает, что ее всегда неприятно поражал один факт. Очень часто — непозволительно часто, по ее мнению, — когда разногласия между франчайзи и франчайзером доходят до разбирательств в суде, оказывается, что у истца на руках просто нет договора, подписанного обеими сторонами. Штатные объяснения («не было времени», «передали и забыли», «это ведь в другом городе») не могут скрыть главного: к юридической стороне своих взаимоотношений франчайзи и франчайзеры в начале сотрудничества относятся, мягко говоря, легкомысленно.
В суде отсутствие договора, подписанного обеими сторонами, можно восполнить анализом взятых сторонами во время электронной переписки обязательств, фактического исполнения таких обязательств, обычаями делового оборота и нормами закона, но это будет не самый простой и короткий путь.
У Вадима Ускова, главы юридической компании «Усков и партнеры», есть свое объяснение тому, почему обращений франчайзи до подписания договора в его практике очень мало. «В большинстве своем хорошие франчайзи — люди энергичные, с горящими глазами. Пассионарии, по Гумилеву. И в их стремительном желании окунуться в бизнес нет места юридическому анализу и моделированию возможных конфликтов. Эти люди о юристах начинают думать, когда уже поздно, когда уже горит», — резюмирует он свой опыт.
«Горит» довольно часто, конфликты — неизбежная часть процесса. Вадим Усков рассказывает, что он и его коллеги к предстоящей выставке Buybrand проанализировали дела за 2016 и 2017 годы, участниками которых являются компании-франчайзеры и франчайзи (их общее число — 126). Из обзора видно, что по заключенным договорам коммерческой концессии (ДКК) больше всего споров за неисполнение обязательств по уплате роялти. Лидером по количеству исков к своим франчайзи является компания «Тонус-клуб» (восемь обращений в суд). Все иски разрешены в пользу этого франчайзера.
«На первый взгляд все просто: подписал обязательство платить роялти не со своего дохода, а с площади помещения (фактически это вторая аренда) — плати. Не платишь, обратимся в суд, — поясняет судебные успехи «Тонус-клуба» Вадим Усков. — Тут можно вспомнить только банальное «надо было внимательнее читать договор перед подписанием». Увидев порядок исчисления роялти с каждого квадратного метра и уплату серьезной суммы за право досрочного расторжения договора, я бы не рекомендовал своему клиенту даже тратить время на обсуждение дальнейших условий».
Вадим Усков считает, что если уж перед покупкой франшизы предприниматель не хочет общаться с юристами, то он должен поговорить с действующими франчайзи: «Это даст более честную картину мира, нежели рекламные обещания франчайзеров».
На втором месте по количеству судебных споров — признание недействительными ДКК, которые не были зарегистрированы в Роспатенте. «Все знают, что эта форма договора требует госрегистрации. Точнее, даже не обязательно договора, а лишь перехода права пользования товарным знаком. Увы, многие франчайзеры начинают бизнес «на доверии», а когда идут к своим франчайзи за роялти, с большим удивлением узнают, что не только не получат денег, но еще и должны вернуть все полученное», — констатирует Вадим Усков.
Знать дело
Предприниматель, покупающий франшизу, слишком часто интересуется лишь успешностью бизнес-модели франчайзера. И забывает об особенностях ДКК, которые тоже могут оказать влияние — вплоть до фатального — на то, как пойдет его будущий бизнес.
Право устанавливать в ДКК ограничивающие конкуренцию условия Екатерина Смирнова называет его главной отличительной особенностью. Речь, в частности, идет об обязательствах франчайзи продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории, не заключать аналогичные договоры с франчайзерами-конкурентами, придерживаться единой ценовой политики. Закон упоминает о возможности запретить и франчайзеру ведение своего бизнеса или выдачу аналогичных франшиз на одной территории с франчайзи. В любых других договорных конструкциях (ретейл, дистрибуция, лицензирование) такие положения, говорит Екатерина Смирнова, были бы признаны недействительными как противоречащие антимонопольному регулированию, но для франчайзинга сделано исключение.
Договор о коммерческой концессии не может быть маленьким. «Как ищем место для открытия точки, как делаем ремонт и какое закупаем оборудование, как делаем первичную рекламу, как нанимаем и обучаем персонал — качественное описание одних только базовых положений занимает не один десяток страниц, — считает Вадим Усков. — И это мы еще не смоделировали типовые конфликты, чтобы при каждом заплывании за буйки стороны понимали, что за этим последует».
Надо, впрочем, иметь в виду, что договором о коммерческой концессии возможности построения отношений между сторонами франчайзинга не ограничиваются. В некоторых случаях удобнее воспользоваться другими формами. «Мы несколько лет наблюдаем устойчивую тенденцию отказа от ДКК в пользу договоров смешанной лицензии, по которой передаются авторские права на брендбук и права на секреты производства (ноу-хау) в части регламентов бизнес-процессов. В отличие от ДКК такой договор не нужно регистрировать в Роспатенте, он вступает в силу сразу же. При этом в налоговом смысле он абсолютно прост и прозрачен», — предлагает альтернативу Вадим Усков.
Видеть выход
Всякий опытный венчурный инвестор знает: нужно не только найти привлекательный бизнес для инвестиций, но и точно знать, как из него будешь «выходить» — кому и как будешь продавать, да еще нужно рассмотреть несколько сценариев, от благоприятного до катастрофического. Не будет преувеличением сказать, что похожая задача стоит и перед франчайзи. Покупка франшизы — это их инвестиция. Чаще всего бизнес этот небольшой, а весь международный опыт говорит только одно: две трети из таких стартапов не проживут и года. И хотя франчайзинг — это способ снизить риск, скопировав уже существующий успешный бизнес, число неудач все равно велико. Кстати, провалы и конфликты объясняют далеко не все такие уходы с рынка. «Охладел к бизнесу», «вообще не мое», «здоровье не позволяет», «нашел просто убойную альтернативу» — такие причины тоже регулярно встречаются.
Это значит, что упорядочить правила расставания с партнером-франчайзером, которые помогут сэкономить время и нервы, никогда не будет лишним. Вадим Усков напоминает: самое сложное во франшизе не заключение, а расторжение договора. «У многих в договоре порядок поведения сторон на этот сценарий либо не предусмотрен, либо прописан очень слабо и идеалистическим способом. В момент заключения договора все считают друг друга джентльменами», — говорит он.
Екатерина Смирнова рекомендует сторонам максимально подробно предусмотреть в договоре случаи и условия внесудебного отказа от договора. Во-первых, это ситуации, когда одна из сторон существенно нарушает условия договора. И перечень этих нарушений, которые франчайзер и франчайзи считают грубыми (например, неуплата вознаграждения в указанные сроки, отступление от инструкций франчайзера, неисполнение обязанности по обучению сотрудников франчайзи), должны быть явно поименованы.
Со стороны франчайзера, например, должны быть предусмотрены, продолжает Екатерина Смирнова, возвращение франчайзи полученных им руководств, документации, шаблонов и макетов, ключей доступа к сайтам и социальным группам в интернете. Стимулировать исполнение такой обязанности можно путем установления штрафов за ее неисполнение. Полезно предусмотреть право на обратный выкуп активов франчайзи — оборудования, перевода прав на арендованное помещение — в случае расторжения договора коммерческой концессии.
Можно внести в договор цивилизованные условия (вроде выплаты отступного) «развода» в ситуации отсутствия явных претензий, когда одна из сторон решит прервать отношения. Юридический инструментарий для этого есть.
Что должно быть в договоре коммерческой концессии
Франчайзер предоставляет франчайзи в пользование не отдельные объекты, а целый комплекс прав — на коммерческое обозначение (так называемое право на вывеску), программное обеспечение, базу данных, дизайн, технические решения, ноу-хау, деловую репутацию, коммерческий опыт, брендбуки и иные руководства по работе, шаблонные документы. Все это — с обязательной передачей прав на товарный знак. В договоре все должно быть максимально конкретизировано: дата регистрации и номер регистрации товарного знака в реестре Роспатента, название и объем баз данных, перечень информации.
Необходимо закрепить на бумаге способы и пределы использования передаваемых объектов, цели и срок их использования. Франчайзи эта конкретика позволит понимать, что он не платит «за воздух», а именно это самая частая претензия к франчайзерам. То же самое относится к четкому описанию, когда и как будут проходить обучение сотрудники франчайзи: техническое и консультативное содействие в работе и обучение работников — это обязанность продавца франшизы. В целях предотвращения конфликтов лучше максимально описать процедуры предоставления отчетности, проведение аудита качества товаров или услуг.