— В России очень мало японских компаний, предлагающих товары повседневного спроса в офлайне. С чем пришел на наш рынок бренд Miniso?
— Продуманный, интересный дизайн и высокое качество — таковы главные ценности бренда. При этом Miniso разрушает представление о том, что красивые и качественные вещи обязательно должны стоить дорого. «Креативные и качественные товары доступны для всех» — вот мой слоган для Miniso.
Компания была основана в 2013 году известным японским дизайнером Джуниа Мияке и китайским предпринимателем И Гоуфу. Они не только придумали, но и успешно реализовали концепцию «красиво, качественно и недорого». Собрали молодую, энергичную, креативную команду, с помощью которой за четыре года существования бренда по всему миру было открыто свыше 1800 магазинов. Их ежедневно посещают более миллиона человек: людям нравится покупать приятные мелочи Miniso.
Когда я, будучи в Азии, впервые попал в магазин Miniso, то пришел в восторг: не связанный на первый взгляд набор милых пустяков (от полотенец в виде симпатичных платьев до косметики, чашек и рюкзачков) и грамотное представление этих товаров покупателю вызвало сильный эмоциональный отклик. Первая покупка в нашем магазине всегда бывает спонтанной, импульсивной. Вы что-то покупаете себе или в подарок, а потом хочется вернуться сюда снова.
Компания Miniso, как и другие магазины fast-fashion сегмента, стремится как можно чаще обновлять ассортимент, сейчас он насчитывает более 70 тыс. наименований дизайнерских товаров.
— Какова ценовая политика Miniso и какие товары пользуются наибольшим спросом?
— Цены весьма демократичные. Стоимость более 35% товаров — от 59 до 159 руб., 30% товаров — в категории от 199 до 399 руб. Только около 5% товаров находится в ценовой категории свыше 999 рублей. Средний чек покупателя находится в районе 700 руб.
Наши основные покупатели — женщины в возрасте от 30 до 55 лет. Им и адресованы основные сегменты ассортимента — «здоровье и красота» (около 30%) и «товары для дома» (24%). На третьем месте — около 19% ассортимента — электроника и аксессуары (от внешних аккумуляторов, наушников и гарнитур до чехлов, подставок и крепежей для телефонов). Плюс текстиль (14%), а также канцелярские товары, бижутерия и товары для детей.
— Похожий ассортимент «приятных мелочей» имеется у ряда других магазинов, представленных на российском рынке. В чем ваши преимущества?
— Магазин Miniso — это уникальный формат, мы люксовый дискаунтер. Сюда приходят люди самого разного достатка, но каждый из них обязательно найдет то, что придется ему по душе. Потому что у нас представлен дизайнерский и качественный товар, который выпускается в соответствии c требованиями бренда Miniso, под жестким контролем. Компания Miniso иначе, нежели многие другие магазины, взаимодействует с покупателем. Магазин Miniso — светлый и позитивный. Дизайн — в духе японского минимализма: с белоснежными стенами и стеллажами, полками из светлого дерева, аккуратными диодными лампами и с ярким акцентом — нашим красно-белым логотипом. Каждая деталь в торговом зале, от уровня освещения до расположения корзинок, подобрана так, чтобы покупатель чувствовал себя комфортно и получал заряд отличного настроения. В зале работают вежливые и специально обученные продавцы-консультанты, которые не оставят без должного внимания ни одного нашего гостя.
— Красно-белый логотип Miniso очень напоминает лого японского бренда повседневной одежды Uniqlo. Случайно ли это совпадение?
— Нас сравнивают часто, но совершенно безосновательно. Логотип действительно похож, но это просто дань уважения стране происхождения бренда. В Японии красный и белый цвета ассоциируются со счастьем и благополучием.
— Каждый месяц в мире открывается 30 новых магазинов компании. Каковы основные особенности франшизы? Есть ли отличия в условиях приобретения франшизы для российских франчайзи?
— Условия сотрудничества с брендом, регламенты, которые необходимо соблюдать франчайзи, одинаковы во всех странах. Основное отличие российских франшиз от многих других стран — более высокий спрос на товары компании из-за отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, что в свою очередь приводит к высокой оборачиваемости денежных средств и быстрой окупаемости инвестиций.
А главная особенность франшизы в том, что Miniso (в данном случае мы, владельцы мастер-франшизы в России) берет на себя ответственность практически за все процессы — франчайзи участвует в основном как инвестор. Мы говорим: через три месяца после оплаты вы получаете от нас магазин «под ключ». Срок окупаемости составляет 18–24 месяца, средняя чистая прибыль — 1,3–1,7 млн руб. в месяц.
Всем франчайзи мы предоставляем развернутый бизнес-план на 80 страниц. Мы полностью берем на себя оценку аффинитивности помещений, которые предполагается использовать под магазин, поставки, дизайн, оформление витрин, выкладку товаров, бухгалтерию, контроль продаж и многое другое. Если, например, мы делаем ремонт, то предоставляем франчайзи подробную смету и отчет о расходах. Мы формируем ассортиментную матрицу и контролируем закупки, разрабатываем маркетинговую стратегию. Производим подбор и обучение персонала.
— Неплохое предложение для начинающих бизнесменов, если бы не одно «но»: франшиза Miniso требует первоначальных инвестиций от 24 млн руб., а также около 4 млн руб. в качестве паушального взноса.
— Такова особенность этого бизнеса. Для открытия одного магазина приходится закупать большой ассортимент товара — около 1800 наименований, и только на это уходит до 18–22 млн руб. Miniso — бизнес со средней маржинальностью, но мы выигрываем за счет большого потока покупателей и высокого спроса на товар.
Среди наших франчайзи немало опытных бизнесменов, некоторые из них работают в ретейле более 30 лет. Однако мы открыты и для новичков. А те, кто не может или не хочет вложить необходимую сумму полностью, могут стать владельцами франшизы на условиях долевого участия.
Необходимость значительных инвестиций и малоизвестность бренда может вызывать у франчайзи сомнения. Но понятные условия и прозрачность всех расчетов должны свести сомнения наших партнеров к минимуму.
— Согласно вашим рекомендациям, торговая площадь магазина Miniso должна быть не меньше 150 кв. м, а оптимальный трафик покупателей — 600–700 человек в час. Видимо, франшизы будут открываться только в российских мегаполисах?
— Вовсе нет. Уже сейчас открыто пять магазинов, а еще в пяти идет ремонт, и это франшизы не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Краснодаре — городе с населением 800 тыс. чел., в Сочи, где 400 тыс. населения. 120 «квадратов», на мой взгляд, стандартная, не такая уж большая площадь. А проходимость должно обеспечивать продуманное, правильное расположение магазина.
— Как обстоит дело с адаптацией ассортимента к рынку российских регионов?
— Ассортимент товаров специально подобран для российских потребителей. Товары, представленные на полках, подбираются для каждого магазина индивидуально в зависимости от потребностей и симпатий покупателей. Мы меняем ассортимент в наших магазинах каждую неделю, чтобы соответствовать правилам fast-fashion бренда.