Старт национального рейтинга «Право.ru-300» был объявлен 15 мая 2017 года. Но еще до этой даты на участие в нем было подано больше сотни заявок. К финальной дате подачи анкет число участников выросло более чем втрое. С 2015 по 2016 год общее количество юрфирм в рейтинге увеличилось на 10%. В этом году рост сохранился — появилось 89 новых компаний-участников. Прирост идет, в том числе, за счет крупных международных фирм: если в 2016 году в рейтинге было десять иностранных компаний, то в 2017-м их число удвоилось и составляет 15% от общего количества фирм, попавших в рейтинг.
Среди новых имен — EY Law и Debevoise & Plimpton LLP, занимающие лидирующие позиции во многих отраслях права.
Зарубежные и национальные
В целом российские рейтинги за рубежом известны не очень хорошо. В топе — флагманы рейтингования с многолетним опытом, такие как Chambers или Legal 500. Впрочем, российские команды в последние годы все чаще оказываются в топе лидеров мирового юридического рынка.
«Международные рейтинги имеют более широкую аудиторию и в большей степени необходимы фирмам, ориентированным на иностранных клиентов. Вместе с тем одних международных рейтингов для нормального функционирования национального рынка явно недостаточно», — замечает Андрей Зеленин, управляющий партнер Lidings.
Недостаточность эта обусловлена целым рядом причин. Популярные зарубежные рейтинги критикуют за инертность: новым командам продвинуться на уровень выше сложно, а те, кто уже закрепился на высоких позициях, продолжают их занимать, несмотря на недостаток интересных проектов или сокращение команды.
«Международные рейтинги достаточно консервативны — level up на одну ступень может быть большим завоеванием. Российские рейтинги гибче, быстрее реагируют на изменения в раскладе конкурентных карт, быстрее замечают новые яркие команды», — говорит Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners.
«Участие отечественных юридических компаний в зарубежных рейтингах — это возможность заручиться репутацией надежного партнера в тех сегментах юридического рынка, где потенциальные клиенты могут быть не очень хорошо знакомы со сферой юридических услуг и при выборе консультантов ориентируются на весь комплекс «регалий» организации. Что же до перечня критериев, используемых отечественными и зарубежными рейтинговыми агентствами, то здесь, как правило, сложно найти большие различия как по объективности таких критериев, так и по репрезентативности обобщаемой на их основе информации», — отмечает Вадим Гассий, ведущий специалист по развитию бизнеса ЕY Law.
При этом юристы могут столкнуться и с необъективностью в оценке отдельных направлений правового консалтинга. Пример — корпоративное право и M&A, считает Вадим Гассий: «Здесь мы отмечаем появление на высоких рейтинговых позициях компаний, не имеющих достаточных успехов в этих вопросах, однако проявляющих большую активность в публичной сфере». В то же время говорить о предвзятости не стоит, уверен эксперт: «Возможно, здесь мы имеем дело с определенным стилем работы, свойственным в немалой степени зарубежным составителям рейтингов, когда одним из критериев оценки уровня компании может выступать ее публичная активность, а также с желанием аналитика рынка юридических услуг не упустить из поля зрения зажигающиеся «звезды» на этом небосклоне».
Последнее, однако, лучше удается рейтингам национальным, которые тоньше чувствуют динамику рынка. «Российские рейтинги, по идее, более близки и понятны локальному рынку с более широким кругом национальных участников. Они нацелены в первую очередь на российский рынок, русскоговорящих клиентов и местные СМИ», — отмечает Андрей Зеленин.
Зарубежные компании в любом случае больше доверяют международным рейтингам, и при поиске консультанта в иностранной юрисдикции или в России по иностранному праву выбор, вероятно, будет в их пользу. Российские же рейтинги полезнее для местных игроков.
Зачем юрфирмам награды
Одна из целей участия в рейтингах для юрфирм — маркетинг. Лидер юридической отрасли, как правило, не может себе позволить игнорировать крупные рейтинги — это препятствует расширению клиентской базы. Если продвинутые клиенты знают своего консультанта без всяких справочников, то для не слишком искушенных «инхаусов» — сотрудников правовых департаментов неюридических компаний база экспертов, распределенных по уровням, — реальное подспорье в поисках квалифицированных юристов, компетенции которых подтверждены на профессиональном уровне.
Случается, что ищут с помощью рейтингов и партнеров. Этот вариант более характерен для случаев, когда российская юрфирма начинает работать в новом для себя регионе или иностранной компании нужны консультанты в России. «Ряд зарубежных юрфирм ищут себе юрпартнера в России — национальную звезду. И тут рейтинг может стать подспорьем. К примеру, Wachtell Lipton имеет только один офис — в Нью-Йорке, но работает по всему миру, привлекая в качестве партнеров местных профессионалов. Даже международные фирмы, имеющие сеть офисов на всех континентах, могут «проваливаться» в той или иной практике в конкретной юрисдикции, и рейтинг помогает избегать этого», — говорит Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners. В свою очередь, для юрфирм из регионов рейтинги становятся инструментами поиска достойных партнеров на федеральном уровне.
Участие в ключевых международных и национальных рейтингах необходимо и тем, кто рассчитывает побеждать в тендерах: крупные заказчики часто указывают в качестве обязательного условия для участия в конкурсе присутствие в топе рейтингов. «Рейтинги стали неотъемлемой частью развития юридического бизнеса в тех сегментах рынка, где этот бизнес предполагает установление деловых контактов с клиентом на альтернативной, «конкурсной» основе. Наша компания в этом смысле не является исключением», — делится опытом Вадим Гассий.
Во внутреннем негласном «конкурсе» в компаниях высокие позиции в рейтинге консультантам тоже помогут. «Генеральный директор, нанимающий отрейтингованную компанию, даже снимает с себя некую ответственность перед акционерами, обосновывая свой выбор юрконсультанта», — подтверждает Сергей Савельев.
Иногда рейтинги используются и для других целей, например при доказывании разумности расходов на представителя в суде. Или, что менее очевидно, для того чтобы поддержать лояльность клиентов, действующих сотрудников или привлечь сильных юристов в команду, представив компанию как престижного работодателя.
«Рейтинги помогают понять и место на рынке — свое и конкурентов, заставляют работать лучше и выстраивать рыночную стратегию», — добавляет Сергей Савельев. К рейтингам юридических компаний, подтверждает Вадим Гассий, стоит относиться прежде всего как к источнику информации, отражающему состояние дел на рынке юридических услуг. И показательно не только место, занимаемое компанией в перечне ей подобных, отмечает эксперт, но и сам факт, что эта организация проявила интерес к подобному способу заявить о своей деятельности.