Необходимость формирования привлекательного инвестиционного климата в России заставляет обращать особое внимание на проблему незаконного уголовного преследования бизнеса. Вместе с тем реформирование законодательства, появление и развитие новых правовых институтов порождает множество вопросов.
Так, декриминализация определенных уголовно-правовых составов происходит одновременно с развитием института персональной (в том числе, уголовной) ответственности контролирующих компании лиц, где имеются явные перекосы и недоработки правового регулирования.
Сталкиваясь на практике с делами подобной категории, хотелось бы отметить две самые распространенные причины незаконного уголовного преследования.
Первое: создание путем уголовно-правовых механизмов давления на своего делового партнера, с которым по определенным причинам есть либо конфликт, либо разное видение дальнейшего развития бизнеса.
Второе: оказание государством давления на бизнес в принципе, связанное с пополнением государственного бюджета через такие экономические составы, как уклонение от уплаты налогов.
Сразу бы хотелось пояснить, что в первом случае главной целью при незаконном уголовном преследовании является не сам «бизнесмен», а, как правило, вполне конкретные активы. Именно по этой причине нескольких месяцев существования незаконно возбужденного уголовного дела иногда достаточно, чтобы лишить оппонента этих активов или причинить ему невосполнимый ущерб. При этом следственным органам зачастую не хватает знаний и опыта, чтобы быстро разобраться в хитросплетениях происходящих бизнес-процессов и своевременно прийти к выводу о необоснованности уголовно-правовых претензий.
Во втором случае следственным органам достаточно сложно сохранять объективность и встать на сторону предпринимателя, поскольку на противоположной стороне стоят интересы государства.
Действительно, в последнее время появилось много как принятых законов, так и новых законодательных инициатив, которые либо ужесточают ответственность за незаконное уголовное преследование бизнеса, либо устанавливают какие-либо квалифицирующие признаки данного преступного деяния. Но по факту эти нововведения не дают никаких гарантий предпринимателю от незаконного уголовного преследования и прежде всего — не помогают органам предварительного следствия решить проблему доказывания незаконности действий именно в отношении заведомо невиновного лица.
Минимизировать уголовно-правовые риски в подобной ситуации — задача самого бизнеса, которая может быть решена посредством грамотного юридического сопровождения сделок и принимаемых управленческих решений. Кроме того, на законодательном уровне должен быть обеспечен строгий процессуальный контроль за возбуждением и расследованием данной категории дел со стороны надзорных органов.