Согласно данным ЮНЕСКО, в университетах планеты обучаются более 50 тыс. российских студентов — примерно 1,5% от числа иностранных учащихся во всех странах мира. «Кризис не снизил числа желающих получать образование за рубежом. Похоже, оно даже выросло, несмотря на то что, например, в США стало гораздо труднее получать студенческие визы. Изменились направления — вместо достаточно дорогих США и Великобритании студенты чаще выбирают Европу и Азию», — говорит Ольга Гозман, основатель и генеральный директор Begin Group, занимающейся проведением образовательных выставок в странах Азии и СНГ. По ее словам, несколько снизился спрос на краткосрочные и каникулярные программы, но бакалавриат и магистратура все так же актуальны. «Люди воспринимают обучение за рубежом как возможность выучить язык, интегрироваться в культуру другой страны, обрести связи и карьерные перспективы», — отмечает Ольга Гозман.
Стремление обучаться за рубежом для многих связано с желанием эмигрировать. Это подтверждает, например, исследование «Создание устойчивого международного сектора образования», проведенное британской консалтинговой компанией Hobsons Solutions в 2016 году.
Согласно результатам исследования, 15% обучающихся за рубежом студентов планируют эмигрировать в страну обучения, а 32% хотели бы как минимум поработать по рабочей визе, которую некоторые страны предоставляют после завершения учебы.
Другой побудительный мотив — стремление с помощью диплома престижного вуза получить высокооплачиваемую работу в крупной компании. Среди причин, по которым решили получать образование в зарубежном вузе, 40% участников опроса назвали желание учиться там, где выше спрос на специалистов, 38% — увеличить доходы, работая в выбранной сфере (опрос допускал многовариантные ответы).
Многие дисциплины в иностранных вузах преподают лучше, чем в отечественных. Так, например, согласно международному рейтингу QS World University, лучшими по юриспруденции признаны Университет Париж-1, Лейденский и Даремский университеты. Абитуриенту, который хочет получить лучшее политологическое образование, следует стремиться поступить в один из университетов — лидеров рейтинга по данной дисциплине: Гарвардский или Оксфордский университеты либо в Лондонскую школу экономики и политических наук.
Трудный выбор
Выбирая для себя или ребенка зарубежное учебное заведение, наши соотечественники исходят из нескольких критериев: престижность конкретного вуза, доступность цен на обучение и проживание, культурные особенности и, наконец, политические отношения России со страной, где предстоит учиться.
Несмотря на сложности в отношениях с западными странами и «кусающийся» курс валют, для россиян самыми популярными странами остаются англоязычные — в первую очередь США и Европа. По словам Ольги Гозман, это связано как с желанием выучить английский язык, так и с высоким качеством образования в этих странах. Из десяти университетов, возглавляющих международный рейтинг QS World University Rankings 2017/18, пять расположены в США (MIT, Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт и Университет Чикаго), а четыре — в Великобритании (Кембридж, Оксфорд, Университетский колледж Лондона и Имперский колледж Лондона).
Растет поток российских студентов в Азию — Россия сейчас активно развивает партнерские отношения с азиатскими странами, многие видят перспективу в изучении китайского языка и специфики ведения бизнеса на Востоке. Популярными становятся и такие страны, как Филиппины или Малайзия.
Кроме того, все более важную роль приобретают иммиграционные правила конкретной страны.
Диплом на визу
Государства, причем не только западные, стараются увеличить число иностранных студентов. Это поднимает престиж национальных учебных заведений и позволяет компаниям страны отбирать лучшие международные кадры. Многие предоставляют выпускникам своих вузов льготы при получении права на работу, а в дальнейшем и гражданства.
«В большинстве развитых стран у иностранного выпускника высшего учебного заведения есть полгода-год, для того чтобы получить рабочую визу и трудоустроиться в стране, в которой он учился и желает строить карьеру», — говорит управляющий партнер Lista Group Грант Казарян. В ЕС, по его словам, выпускники вузов имеют более широкие возможности трудоустройства с точки зрения географии, поскольку могут поступать на работу во всех странах Евросоюза, а не только в той, где учились.
Серьезные правовые льготы для выпускников есть у таких стран, как Германия и Канада. Студентам, которые получили высшее образование в Штатах, сейчас сложнее: из-за того что в 2017 году президент Дональд Трамп ужесточил миграционное законодательство и работодатели в процессе трудоустройства вынуждены отдавать приоритет гражданам США.
Куда проще обстоят дела, например, в Австралии, где у иностранных выпускников, имеющих высокий средний балл, есть два года с момента выпуска, чтобы воспользоваться программой Post-Study Work, которая дает возможность находиться в стране до четырех лет.
Растущий интерес у иностранных студентов к вузам Китая тоже связан с иммиграционными послаблениями, говорит Грант Казарян: в 2017 году власти страны начали выдавать лицензии на трудоустройство иностранным выпускникам с хорошей успеваемостью.
Число иностранных студентов в КНР уже два года подряд растет на 11% (по информации Министерства образования Китая), и если темпы не замедлятся, то страна легко достигнет запланированной к 2020 году цели 500 тыс. иностранных студентов.
Расходная часть
Задумываться о возможности получения высшего образования за рубежом родители нынешних школьников начинают загодя — пока их дети учатся в средней школе. По словам Алены Грушиной, генерального директора компании Persona Grata, занимающейся консалтингом в области образования, в кризис интерес к обучению за рубежом не пропал, но количество детей, уезжающих на различные образовательные программы, в целом снизилось.
«Повысился возраст детей, отправляющихся за рубеж: если раньше большинство детей были до 16 лет, то сейчас родители максимально отодвигают возраст, в котором отправляют детей учиться, что, несомненно, связано с желанием сократить расходы на их образование», — объясняет Алена Грушина.
Непрерывное образование за рубежом — довольно солидная инвестиция. В зависимости от страны и места вуза в рейтинге обучение может стоит от $50 тыс. до $500 тыс. за полный курс, включая проживание и медицинскую страховку (данные ресурса Topuniversities.com). Но, судя по всему, те, кто серьезно задумывается о будущем ребенка, готовы к таким расходам.
Четверть родителей в России, опрошенных в рамках исследования Begin Group в 2015 году, не меняют планов отправить своих детей за рубеж на обучение, несмотря на то что стоимость учебы в заграничных школах и вузах существенно выросла.
В качестве аргументов опрошенные родители называли в том числе возможность пройти практику в успешных компаниях и в дальнейшем получить высокооплачиваемую работу, индивидуальный подход к учащимся, параллельное изучение иностранного языка, получение диплома международного образца и другие плюсы.
Ожидания родителей подтверждаются международными исследованиями. Американский Центр глобального обучения подсчитал, что школьники, которые учились за рубежом, на 47% чаще поступают в университеты и колледжи, чем те, кто окончил среднюю школу на родине. Опубликованное в 2012 году исследование Университета Флориды «О когнитивных преимуществах культурного опыта» показало, что те, кто учился за рубежом, более креативны и демонстрируют лучшие результаты в работе.
Опрошенные РБК+ эксперты не сомневаются, что экономическая нестабильность может даже способствовать росту интереса к обучению за рубежом: родители стараются обеспечить детям более высокие шансы на достойную работу или даже возможность эмиграции. Но если кризис не лишил россиян желания обучать своих детей за рубежом, то средств на это оставил намного меньше. Вот почему родители абитуриентов в целом стали намного более щепетильны в выборе вузов.
«Раньше больше людей отправляли детей не обязательно в самые элитные вузы. Теперь пытаются максимально подготовить их в России, чтобы они затем смогли поступить в самые престижные университеты и в дальнейшем получили хорошую работу», — отмечает руководитель образовательного центра «Интеллект-тур» Инесса Гаплевская. На Западе, по ее словам, работодатели большое значение придают тому, в каком университете получен диплом.
При этом многие родители не доверяют своим представлениям о зарубежном образовании и стараются делегировать большинство связанных с поступлением детей организационных вопросов образовательным компаниям. В России широко востребованы услуги под ключ, говорит Алена Грушина: подбор учебных заведений, подготовка документов, проведение тестирования и экзаменов, перевод и заверение всех необходимых документов, помощь в получении визы, курирование, предоставление опекунских услуг, например, на территории Великобритании — главном направлении, с которым работает компания.
Дома лучше
Если в России интерес к учебе за рубежом остается стабильно высоким, то во многих развитых странах он падает. Так, в декабре прошлого года Британский совет отметил, что за 2016–2017 годы число студентов, которые хотели бы обучаться в других странах, снизилось на 16% — лишь 18% хотели бы покинуть родную страну ради обучения. Эта неожиданная тенденция, как выяснилось, обусловлена экономическими причинами — британская молодежь в целом стала бережливее и не видит смысла в том, чтобы тратить деньги на то, чему может обучиться и внутри страны. В рамках того же опроса три четверти студентов, пожелавших остаться на родине, сообщили, что изменили бы свое решение, если бы сумели найти источник финансирования.