«Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год»
Материалы выпуска
Окно в мир Рынок «Набирает популярность экономически перспективная Азия» Решения Топ-6 стран для обучения за рубежом Компетенция «В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска» Решения Каникулы с пользой Компетенция «Задайте создать видео на английском, а не вырывайте из рук телефон» Рынок Образование для будущего Решения «Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год» Инновации Без языка как без рук Инструменты «Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник» Решения Домашний вариант Компетенция
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год»

О том, как частные образовательные компании участвуют в ликвидации дефицита ИТ-специалистов, РБК+ рассказал генеральный директор «Севергрупп TalentTech» Артем Кумпель.
Фото: Тимур Иванов для РБК

— Технологии меняют экономический ландшафт: одни отрасли исчезают, другие трансформируются. Система образования соответствует контексту происходящих событий?

— Образование — одна из самых консервативных областей экономики, но и она под давлением технологий претерпевает сегодня значительные изменения. На рынке появляются образовательные продукты по тем специальностям, о которых мир не знал еще каких-то три—пять лет назад. Особенно ярко это проявляется в сегменте цифровой экономики, где, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2017 году были заняты 2,3 млн человек. Меняются образовательные направления и их содержание.

Важным становится развитие надпрофессиональных компетенций, таких как знание базовых технологий и умение работать с данными и аналитикой. Например, сегодня обычным становится требовать от интернет-маркетолога знания языка программирования SQL и инструментов визуализации данных, а от дизайнеров и проектировщиков интерфейсов — умения проводить исследования и глубинные интервью.

Еще один важный тренд — спрос на проектно ориентированное обучение, в процессе которого компании делятся своими секретами и при этом отбирают лучших студентов для трудоустройства. Крупные российские и международные компании стали искать и воспитывать таланты через собственные образовательные программы либо в партнерстве с операторами образовательных услуг. А образовательные компании стали выполнять функции своего рода хедхантеров: например, HTML Academy стремится систематизировать трудоустройство лучших выпускников своих интенсивов, а «Нетология-групп» создала образовательную инициативу «Биржа проектов».

TalentTech — подразделение «Севергрупп», которое инвестирует в технологические стартапы в области EdTech, HRTech и Freelance (самозанятости), а также самостоятельно разрабатывает элементы экосистемы. В нашем портфеле «Ремонтник.ру», Potok.io, «Нетология», «Фоксфорд», JungleJobs.ru и Sever.ai.

— Значит ли это, что традиционные игроки — университеты и колледжи — не справляются с задачей подготовки молодых специалистов?

— Основная проблема российского рынка образования — существенный разрыв между образованием и его применением. На смену индустриальному обществу пришло информационное, увеличилась скорость изменений и генерации новой информации. Нужны обновления принципов подачи материала, роли «учителя» в образовательном процессе, технологий трансфера, анализа и проверки результативности знаний, применимости знаний на практике, развития метанавыков и эмоционального интеллекта.

Негосударственные образовательные учреждения более мобильны, открыты к трендам и, как следствие, способны в короткий срок, вооружившись западными практиками, создать востребованный образовательный продукт, отвечающий запросам рынка или конкретного бизнеса. Доля негосударственного образования в России растет и, по нашим прогнозам, к 2021 году составит до 10% всего российского рынка образования.

Частные образовательные проекты не обременены огромной инфраструктурой и способны организовать учебный процесс онлайн за несколько месяцев силами чуть ли не одного преподавателя. У них больше возможностей для привлечения в качестве преподавателей практиков из реального бизнеса.

— Какова, по вашей оценке, потребность в ИТ-специалистах в стране?

— По данным Росстата, в 2017 году вузы выпустили порядка 32,2 тыс. специалистов в сфере информационных технологий. К сожалению, после окончания вуза лишь 15% студентов готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в отрасли, а средний срок адаптации сотрудника-выпускника на рабочем месте составляет от шести месяцев до года. При этом, согласно данным HeadHunter, в сфере ИТ открыто более 80 тыс. вакансий. Реальную потребность в ИТ-специалистах в России мы оцениваем примерно в десять раз выше. Добавьте к этому конкуренцию со стороны западных компаний.

— Российские ИТ-специалисты очень востребованы за рубежом?

— В России по-прежнему сохраняется качественное техническое образование, так что уровень знаний молодых специалистов очень высок. Поэтому при найме сотрудника в сфере ИТ любая отечественная компания конкурирует с такими компаниями, как Google, Facebook, Amazon. По данным нашей портфельной компании JungleJobs, Россия теряет каждого четвертого специалиста. Эта статистика равно справедлива и для столицы, и для регионов.

Московский рынок успешно конкурировал с международными гигантами вплоть до 2014 года — тогда столичные работодатели могли предложить зарплату выше европейского уровня. Однако ситуация изменилась, и за границей хороший российский специалист может получать вдвое больше, чем его коллега в России. Плюс к этому зарубежные корпорации готовы добавить к зарплате дополнительные бонусы, включая компенсацию переезда всех членов семьи сотрудника, аренду жилья и даже помощь в организации быта семьи и учебы детей.

Немалую роль играет и общий уровень технологического развития страны. К сожалению, все самое интересное в технологиях пока происходит не в России.

— Насколько качество российского образования сегодня отстает от западных стандартов? Если получается готовить хороших ИТ-специалистов, почему не удается остальное?

— Рынок образовательных услуг страны в глобальных масштабах невелик: всего лишь 0,46% мирового объема. И перспектив увеличения этой доли немного: при общемировом росте образовательного рынка на 10% ежегодно Россия прибавляет лишь 2%.

Отстаем мы и с точки зрения образовательных технологий. Внедрение искусственного интеллекта позволяет создавать новые персонализированные модели обучения, где эффективность полученных знаний и умений повышается в разы. При взаимодействии ученика с образовательным контентом машина может отслеживать все действия ученика и на основе этих данных построить индивидуальные траектории образования. Речь о так называемом адаптивном обучении, которое принимает во внимание интересы, способности и психологические черты ученика. Россия находится только в начале пути внедрений подобных технологий, но в мире уже немало работающих примеров.

— Какие направления в сфере ИТ сегодня наиболее актуальны?

— В топе — аналитика, data science и программирование. Ежегодно 30–50% образовательных программ проходит модернизацию и актуализируется. Именно с такой скоростью в ИТ-сфере меняются подходы к решению задач, внедряются новые технологии, появляются новые проекты.

Наша портфельная компания «Нетология» уже предлагает курсы по аналитике и работе с данными, курсы для руководителей бизнеса по аналитике на основе машинного обучения, а также курсы для программистов в разных профессиональных областях. Думаю, что в ближайшем будущем именно эти профессии будут оставаться самыми востребованными на рынке. Меняются учебные программы для управленцев. Они становятся более детальными, нацеленными на определенные сферы деятельности.

— Многие эксперты говорят о наступающей эре непрерывного образования. Насколько этот тренд актуален для ИТ?

— Вчерашний выпускник вуза уже к 25 годам понимает, что знаний, полученных в университете, недостаточно. Рынок требует от специалиста новых прикладных навыков, для освоения которых уже не обязательно тратить четыре-пять лет в университете. 70% трудоспособного населения в возрасте 25–64 лет нуждаются в дополнительном образовании, такую статистику приводят в Минобрнауки РФ. Это ниша частных образовательных компаний, предлагающих не фундаментальные программы, а «приземленные» практические курсы, ориентированные на применение полученных знаний здесь и сейчас.