«Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник»
Материалы выпуска
Окно в мир Рынок «Набирает популярность экономически перспективная Азия» Решения Топ-6 стран для обучения за рубежом Компетенция «В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска» Решения Каникулы с пользой Компетенция «Задайте создать видео на английском, а не вырывайте из рук телефон» Рынок Образование для будущего Решения «Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год» Инновации Без языка как без рук Инструменты «Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник» Решения Домашний вариант Компетенция
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник»

О возможностях, которые дает спортивное образование, РБК+ рассказал директор и главный тренер Valencia Tennis Academy Сергей Дронов-Лорес.
Фото: Пресс-служба

— Мировой рынок спортивной индустрии в 2017 году оценивается в $90 млрд (A.T. Kearney). Насколько сегодня спорт привлекательная профессия?

— Интерес к спортивным профессиям растет. Большой спорт — это возможность проявить себя в высококонкурентной среде. Соревнование — сущность человеческой жизни: кто-то лучше учится в школе, кто-то покупает машины дороже, чем у других. А спорт — это соревнование в понятных и честных условиях.

Кроме того, этот бизнес подпитывается теми, кто смотрит спортивные шоу, кто платит деньги. Число болельщиков растет. И сегодня спонсоры готовы вкладывать даже в детские спортивные соревнования.

Интерес именно к профессиональной игре стал проявляться все раньше, а завершается карьера профессионального спортсмена гораздо позже, нежели 10–15 лет назад. Андре Агасси играл до 30 лет, и в начале 2000-х годов это был очень хороший результат, долгая карьера. В соответствии с современным графиком игрока столько он должен играть в среднем.

Наша академия готовит спортсменов уровня pro (англ. professional), мы работаем с детьми, которые уже умеют играть в теннис, доводим спортсменов до уровня топ-100 в мире. И если раньше приезжали подростки 14–15 лет, то сегодня потребность перехода на системные тренировки приходит уже в семи—девятилетнем возрасте.

Родители понимают: чем раньше начать заниматься по специальной программе, выбрать подход, тем меньше будет травм в будущем и у ребенка больше шансов выйти на хороший уровень и продлить спортивную карьеру.

— Теннис — один из самых дорогих видов спорта. Сколько зарабатывают теннисисты и сколько стоит такое образование?

— Основной мотив в спорте все-таки не деньги. На соревнованиях юниоров — спортсменов до 18 лет на турнирах во всем мире вообще нельзя использовать призовой фонд. Да, поощрение может выражаться в форме подарков. Но все-таки это не основная цель.

Деньги начинают зарабатывать на национальных турнирах, которые организует местная федерация страны, — первое место от €300 до €5 тыс. На международных турнирах призовой фонд начинается от $15 тыс. и выше, до $100 тыс., чемпион зарабатывает порядка 20% от общей суммы.

И дальше идет по возрастающей: выше $100 тыс. — турниры ATP (Association of Tennis Professionals) и WTA (Women’s Tennis Association). Бюджет одного турнира серии «Большого шлема» — Roland Garros, Australian Open или Wimbledon в 2013 году, например, достигал $13 млн, чемпион получал около $2 млн.

Причем на рекламе спонсоров спортсмены зарабатывают в пять раз больше своих турнирных гонораров. Но нужно понимать, что большие деньги зарабатывают игроки первой десятки и первой сотни мира.

Это индивидуальный вид спорта, в отличие от футбола тут нет дохода, который платит клуб. Хотя в некоторых странах сейчас и в теннисе стала развиваться клубная система. В гольфе индивидуальные призовые выше, но турниров проводится в разы меньше.

Конечно, не все попадают даже в топ-100 мира. Из 30 наших воспитанников только 5% идут дальше в большой спорт в целом. Однако возможностей перед выпускниками академии на самом деле открывается довольно много — они, например, востребованы в западных вузах и зачастую поступают в университеты на бесплатной основе.

Годовое обучение в академии стоит порядка €35 тыс., результативный игрок возвращает эти деньги с призовых. Спортсмены, которые оставляют профессиональную карьеру, по сути, уже вложились в будущее высшее образование.

— Спортивное образование открывает двери в престижные университеты мира?

— Существует много университетских программ для спортсменов. Большинство американских и английских университетов готовы брать спортсмена на бюджетной основе при условии, что он будет представлять интересы университета.

Прямые инвестиции в высшее образование становятся все более ненадежными — конкуренция на рынке труда слишком высока. Получить престижное образование бесплатно благодаря спортивным навыкам в этих условиях довольно выгодная перспектива.

Более того, в американских вузах понимают, что спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник: большой спорт учит лидерству, умению не сдаваться и даже проигрывать. Эти качества еще нужно воспитать в обычном студенте.

Понимают это и родители. Воспитание и в семье, и школе становится все мягче — современные дети не привыкли к прессингу, стрессовым ситуациям и, сталкиваясь с проблемными ситуациями во взрослой жизни, оказываются не готовы решать проблемы. На корте существует легальный здоровый прессинг: опоздал — десять отжиманий, забыл воду — побегай без воды. Родители, которые сами добились результата в жизни, понимают, что спорт в целом и теннис в частности — это вариант воспитать настоящего бойца.

Естественно, что для поступления в топовые вузы нужны не только спортивные достижения, но и высокий уровень академических знаний. За год при регулярных занятиях можно практически любого ребенка подтянуть по всей школьной программе, подготовить к университету. А вот профессиональным спортсменом за этот срок не станешь — это пять—десять лет активных ежедневных тренировок.

Наши ребята ежегодно поступают в престижные вузы, многие выпускники теннисной академии сегодня работают в крупных международных компаниях.

— В чем преимущества зарубежного спортивного образования, и в частности Испании как принимающей стороны? На выбор страны повлияло ваше испанское происхождение?

— У меня испанские корни, и я 25 лет живу в Испании. Да, наверное, это повлияло в том числе на профессиональные интересы и сферу моей деятельности. Страна благоприятна мягким теплым климатом, развитой инфраструктурой для занятий теннисом. Все необходимое для полноценной спортивной программы в рамках академии собрано в одном месте: 21 корт, бассейн, спортзал, футбольное поле. При этом никогда не бывает пробок, если нужно куда-то выехать. В режиме нескольких тренировок в день, а помимо этого нужно еще учиться, отдыхать, посещать врача, сложности логистики — основной сдерживающий фактор.

Создавать подобную инфраструктуру в России с ее расстояниями и погодными условиями сложно, да и невыгодно. Но следует отметить, что в России сильная, с большим опытом начальная школа тенниса (до 10–12 лет). Подготовка спортсменов возрастом до 11 лет не требует интенсивного турнирного графика и специальной физической подготовки.

Но для юниора участие в соревнованиях — одна из основ профессионального роста. В Испании чуть ли не каждую неделю проводятся турниры. Страна небольшая, в какой бы части ни проводились соревнования, поездка не проблема. Здесь много опытных тренеров, закаленных регулярными турнирами.

— Взаимодействует ли академия с профессиональными спортсменами? Как это отражается на результатах ваших воспитанников?

— В качестве тренера я работал с такими спортсменами, как Ярослава Шведова (была 70-й в мире), Игорь Андреев (40-й в мире), Алиса Клейбанова (87-е место в топ-100). У всех свой путь после завершения спортивной карьеры. Для академии важны тренерский опыт и взаимодействие с действующими и завершившими карьеру теннисистами. Для воспитанников мы проводим мастер-классы со звездами тенниса, такими как Робин Седерлинг (пятая ракетка в мире в индивидуальном рейтинге 2010 года), Сара Эррани (шестая в мире в 2012 году) и др.

Когда игрок такого уровня приходит на корт потренироваться или просто пообщаться с детьми, это серьезная мотивация.

Есть определенная специфика тренерской работы: тренеры — специалисты по работе с детьми дошкольного возраста знают, как увлечь ребенка, привлечь его внимание, и умеют мотивировать. Юниоры требуют уже других подходов: их нужно учить бороться, психологически переживать поражения.

И на последнем этапе подключается тренер-наставник, он помогает готовому спортсмену реализоваться, психологически помогает перед турниром. Бывшие чемпионы часто играют роль именно такого наставника.