— Вы на рынке уже более десяти лет. Как за это время изменилось отношение потребителей к прачечным самообслуживания?
— В городах присутствия спрос на услуги прачечных существенно увеличился и ежегодно демонстрирует стабильный рост, расширилась целевая аудитория. Открытие прачечной нашего формата уже является своего рода катализатором для формирования спроса. Потребность в качественном уходе за вещами есть у всех. Наши прачечные предлагают максимально интересное, удобное и выгодное решение. Многие клиенты, имея дома стиральную машину, обращаются к нам, когда возникает необходимость постирать что-то крупногабаритное: пуховик, плед, одеяло. Но, оценив качество, потом возвращаются с другими вещами и вовсе отказываются от домашней стирки.
Прачечная позволяет за пару часов одновременно постирать и высушить большое количество различных вещей. Дома же этот процесс может растянуться на весь день: вещи требуют различных режимов обработки, приходится запускать несколько циклов стирки, потом ждать, пока все высохнет. Результат обработки белья на промышленном оборудовании с применением профессиональных моющих средств значительно лучше стирки в домашних условиях.
Концепция наших прачечных адаптирована под российский рынок. Наш потребитель по сравнению с западным более взыскательный: не все готовы к формату полного самообслуживания, и отсутствие персонала может стать стоп-фактором для клиента. В каждой нашей прачечной работает администратор, который готов проконсультировать клиента, а при необходимости и выполнить за него все операции. Это бесплатно. По нашей статистике, только 5% готовы сидеть и ждать завершения стирки. Большинство предпочитают оставить вещи администратору и вернуться, когда все будет уже готово.
Наш опыт позволяет сказать, что прачечные самообслуживания с успехом уже приживаются «здесь и сейчас».
— Кто основной потребитель услуг? Какую долю занимает b2b-сегмент — гостиницы, рестораны, кафе?
— Основные потребители — физические лица. Портрет клиентов может быть очень разным: это студенты, обычные жители или гости города, пенсионеры, холостяки, молодые семьи, люди, занятые настолько, что им проще делегировать бытовые вопросы. Многое зависит от конкретной локации.
B2b-сегмент — дополнительное направление. В основном это предприятия малого бизнеса с небольшим объемом, но им важна скорость выполнения заказа. В нашем случае это может занять всего несколько часов, тогда как обычно — два-три дня. Есть практика, когда днем прачечная работает для физических лиц, а ночью выполняет корпоративные заказы.
Отдельно хочется сказать об уникальном для нашей страны социальном проекте: в конце ноября 2016 года совместно с благотворительной организацией «Ночлежка» мы открыли «Культурную прачечную» для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Она работает совершенно бесплатно.
— Какую долю в бизнесе занимает франшиза?
— На сегодняшний день число предприятий собственной сети приближается к 50. Общее число прачечных, работающих под нашими брендами, включая франчайзинговые, — более 70. Мы самая крупная федеральная сеть прачечных такого формата.
Франшиза — отдельное и одно из основных направлений. Мы структурировали огромный опыт работы и собрали целый набор ноу-хау в части подхода к организации бизнес-процессов. У нас есть собственные разработки в сфере автоматизации процессов: терминалы по приему платежей, система автоматической дозации моющих средств, система сбора обратной связи от клиентов и оценки работы персонала. Последняя, кстати, применяется не только в наших прачечных, но в некоторых других компаниях, стремящихся не просто привлечь, а удержать клиента. Успешно работает наш учебный центр для сотрудников.
Мы постоянно развиваемся, ищем новые решения и делимся ими с партнерами. Отлаженный процесс запуска франчайзингового предприятия позволяет оказывать поддержку партнеру во всех аспектах бизнеса — от выбора помещения до обучения персонала. На протяжении всего пятилетнего срока действия договора коммерческой концессии партнер может рассчитывать на квалифицированную консультацию по любым вопросам, включая правовые, маркетинговые и финансовые.
Интерес предпринимателей к нашему бизнесу растет во многом благодаря прозрачным условиям и оригинальным наработкам.
— Как кризис отразился на бизнесе? Что обеспечивает стабильность?
— Мы без существенных потерь пережили уже не один экономический кризис. Это направление обладает высокой резистентностью к кризисным явлениям. Спрос на наши услуги даже вырос — клиенты начали переходить из дорогих ценовых сегментов в более доступные.
С конца 2014 года и в течение примерно полутора лет была стагнация в развитии франчайзинговой сети, инвестиционная привлекательность снизилась. Но рынок адаптировался и активно восстанавливается: открываются предприятия и действующих, и новых партнеров.
Интерес проявляют люди с достаточным объемом инвестиций и рассматривают этот бизнес как эффективное вложение: доходность выше, чем у депозитов или недвижимости, а риски по сравнению с другими инструментами минимальные.
Рынок прачечных самообслуживания низкоконкурентный и имеет большой потенциал для развития. В среднем объем инвестиций для открытия прачечной нашего формата составляет 3,5–4 млн руб., включая стоимость франшизы и приобретение оборудования. На долю оборудования в этих затратах приходится порядка 70%. Обычно прачечная выходит в операционный плюс на четвертый—шестой месяц работы. В моей практике были случаи, когда это происходило и в первый месяц. Срок возврата инвестиций — порядка трех лет. Это стабильный бизнес со средней доходностью.
Мы стараемся разделять с партнерами и возможные риски. В частности, берем на себя обязательство выкупить оборудование, если франчайзи по каким-либо объективным причинам не выходит на нужные показатели и принимает решение о закрытии бизнеса. Даже в случае негативного сценария наш партнер гарантированно вернет часть вложений.
— Как девальвация рубля отразилась на возможностях оснащения прачечных, ведь техника импортная?
— Большинство наших прачечных оснащено профессиональным оборудованием европейского концерна Electrolux. Важно, что оно позволяет экономично расходовать ресурсы, поскольку доля коммунальных платежей в структуре операционных затрат занимает не последнее место. У отечественных производителей аналогов по качеству и возможностям нет.
Рост валютного курса повлиял на необходимый объем инвестиций, что отразилось на сроках окупаемости. Но сейчас стабильный спрос на услуги нивелирует этот эффект. Комплект нового оборудования стоит дорого. Но мы подбираем оптимальное решение для каждого франчайзи. Например, для минимизации вложений на старте практикуются продажи оборудования б/у, высвобождающегося в процессе переоснащения собственных прачечных. Оно проходит полное техническое обслуживание и готово работать дальше. На новое оборудование для партнеров действует программа рассрочки до двух лет.
— Как вы оцениваете бизнес-климат для малого и среднего бизнеса? Какие у вас планы по дальнейшему развитию?
— Климат в целом — от умеренного до благоприятного. Есть опыт получения государственной поддержки. Но хотелось бы, чтоб некоторые регулирующие документы успевали за техническим прогрессом. На мой взгляд, основная сложность — отсутствие доступных финансовых инструментов. В настоящий момент организовывать бизнес на заемные средства с учетом их стоимости не всегда целесообразно. Сейчас наша компания разрабатывает собственную инвестиционную программу, которая будет способствовать расширению сети.