Российский рынок франшиз развивается стабильно: профильный портал Franshiza.ru в сентябре 2017 года насчитал в РФ 1470 продавцов франшиз, причем за два года их число увеличилось на 4,8% (а еще за два предыдущих года — примерно на 7%). Хотя активным продвижением услуг занимается не более 700 компаний, аналитики портала свидетельствуют, что ежегодно на рынке появляются новые игроки, которые частенько затыкают за пояс старожилов — во всяком случае, по динамике открытия своих точек. Так, опубликованный в апреле 2018 года ежегодный рейтинг 50 самых популярных франшиз от РБК возглавляет компания «1С» — в 2017 году этот франчайзер заключил около 700 новых договоров, доведя их общее число до 8,1 тыс. Однако следующий за ним в рейтинге фастфуд «Додо Пицца» (128 новых контрактов) взлетел на вторую позицию с 15-го места в списке. А еще 32 сети вообще впервые попали в исследование РБК. Речь, например, о сети магазинов детских игрушек «Бегемот», открывшей в прошлом году 96 точек в РФ, — это четвертый результат по стране в рейтинге.
По данным Национальной ассоциации финансовых исследований (НАФИ), бизнес по франшизе сейчас хотели бы открыть 17% российских предпринимателей.
При этом аналитики отмечают укрепляющийся интерес к самым недорогим предложениям. Так, на портале Franshiza.ru отмечают, что бизнес дешевле полумиллиона рублей сегодня ищут около 40% инвесторов. Кроме того, еще четверть бизнесменов интересуется вложениями от 500 тыс. до 1 млн руб. Исследование другого профильного портала — «Юла» свидетельствует о снижении в первом квартале 2018 года средней стоимости франшизы почти на треть, до 219 тыс. руб. (по сравнению с предыдущим кварталом). Гендиректор ООО «Академия франчайзинга» Михаил Файнберг обращает внимание на то, что для приобретения статуса партнера компании «1С», лидера рейтинга популярных франшиз РБК, достаточно 23 тыс. руб. и единственного сотрудника. Тогда как для открытия лаборатории анализов «Хеликс» (девятое место в рейтинге), японского фастфуда «Суши Шоп» (11-е место) или лавки с мороженым «33 пингвина» (18-е место) потребуются минимальные инвестиции 700 тыс. руб. «Предприниматели тяготеют к более «лайтовым» форматам, требующим наименьших вложений, — говорит Михаил Файнберг. — Ведь заниматься бизнесом хотят сотни тысяч предпринимателей, но лишь у нескольких тысяч есть возможность выложить достаточно большие деньги». Гендиректор EMTG (проводит выставку франшиз BuyBrand) Екатерина Сойак считает, что наибольшим спросом сейчас пользуются франшизы стоимостью до 3 млн руб.
Без оглядки на столицу
Михаил Файнберг отмечает, что Москва «сдает позиции с точки зрения лидера генерации франшиз»: «Если смотреть на тех же лидеров рейтинга РБК, то из первой десятки пять-шесть — это региональные франшизы». На портале Franshiza.ru прогнозируют, что в 2018 году число предложений франшиз вырастет еще на 8–10%. В рейтинге РБК есть несколько компаний, которые в 2017 году сознательно не строили федеральные сети, успешно развивая франшизы в своих регионах. Так, сети магазинов «Чебаркульская птица» удалось занять пятое место в по стране, открыв в 2017 году 87 новых точек в одной только Челябинской области. Стать партнером сети можно, вложив 300 тыс. руб. в сам магазин и заплатив 150 тыс. руб. паушального взноса. Чуть больше — 500 тыс. руб. — понадобится для открытия франчайзи «Заправка» от Барнаульского пивоваренного завода. Представитель завода Евгений Пологно говорит, что компания зарабатывает, поставляя на «Заправки» фирменное пиво, поэтому не берет с партнеров роялти, прогнозируя четырехмесячную окупаемость предприятия. Судя по седьмому месту в рейтинге РБК и почти полусотне пивных магазинов, открытых в прошлом году, эта модель неплохо прижилась в окрестностях Барнаула (хотя одна точка есть у завода и в Перми).
Бизнес для небогатых
На портале Avito отметили наибольший интерес франчайзи к сфере услуг, готовым магазинам и точкам общепита. Franshiza.ru приводят данные, что предложений в самом доступном ценовом сегменте становится все больше. Эксперты сервиса связывают это как с отсутствием роста доходов населения, так и с увеличивающейся популярностью франшиз в небольших городах. Екатерина Сойак говорит, что специально для регионов многие крупные франчайзеры сейчас придумывают «недорогие концепции, малые форматы» своих заведений. По словам эксперта, речь в основном идет об общепите: например, кофейни полного цикла в Москве требуют инвестиций в размере от 8–9 млн до 12–14 млн руб., но для регионов «предлагается концепция с меньшим помещением, числом работников, кухней и урезанным меню — под тем же брендом и с инвестициями вдвое меньшими». По мнению Екатерины Сойак, раньше федеральные франчайзеры неохотно развивали такие урезанные заведения, «но сейчас идут на это». Антикризисной мерой можно считать и небольшие «островки» в торговых центрах, которые также активно используют франчайзи. В EMTG поясняют, что такими форматами активно пользуются и кофейни, и розница, и поставщики услуг, при этом инвестиции в такие «островки» могут составлять около 1,5 млн руб.
Сила брендов
Эксперты призывают инвесторов внимательнее изучать недорогие франшизы. Гендиректор компании «Франкон» и основатель портала Franshiza.ru Нина Семина говорит, что под видом франшизы нередко продают «просто идею», и призывает настороженно относиться к стартапам, действующим на рынке всего пару месяцев, и компаниям, одновременно предлагающим букет франшиз в разных отраслях или же требующим крупный паушальный взнос при отсутствии роялти. С недобросовестными игроками пытаются бороться профильные учреждения: так, Российская ассоциация франчайзинга активно ищет поддержки государства в вопросе создания национального рейтинга проверенных франшиз. Впрочем, и сами предприниматели стали более ответственно относиться к вложениям. Например, директор компании «Интеропт» (бренд «33 пингвина») Ольга Степико говорит, что инвесторы сейчас стараются выбирать «известные бренды, которые видны везде и есть в профильных рейтингах», а также «задают правильные вопросы и обращают внимание на репутацию франчайзера». «Очень многие спрашивают про обучение как некий залог надежности франчайзера», — добавляет Ольга Степико.
Ниши важнее стоимости
Примечательно, что кризис не только придал ускорение развитию франчайзинга, но и способствовал его приходу на новые рынки. Например, оператор связи «Билайн» лишь в последние годы приглашает партнеров-франчайзи (раньше компания практически не пользовалась этой моделью ведения бизнеса). Михаил Файнберг отмечает «взрывное развитие» барбершопов, отмечая, что в 2011 году в Москве действовало лишь несколько специализированных брадобреев, «а сейчас их около трехсот». Екатерина Сойак добавляет, что в Москве и Санкт-Петербурге «появление новых ниш в бизнесе оценивается важнее стоимости». В пример эксперт приводит сервисы, обслуживающие интерес к здоровому образу жизни, скажем, доставки вегетарианской еды или спортивного питания, а также развитие услуг для пожилых людей. В последнем случае речь идет о клиниках и сетевых домах престарелых. Екатерина Сойак говорит, что в Москве действуют уже три сети таких домов, и у этого рынка может быть большой потенциал, учитывая, например, какие «огромные инвестиции» идут в сегмент бизнеса для пожилых людей в США.
Конкурентную борьбу в различных отраслях можно проследить и в исследовании РБК. Речь, например, о компаниях, занимающимися лабораторными исследованиями («Инвитро», «Гемотест», «Хеликс»). Так, первой масштабную сеть в России стала строить «Инвитро», но теперь по приросту новых точек компания проигрывает конкурентам из «Гемотеста» и «Хеликса». Однако если лаборатории фигурируют в рейтингах франшиз давно, то этого не скажешь о новых игроках рынка — автосервисах. В новом рейтинге РБК фигурируют четыре такие компании — например, «АвтоГермес» (50-е место) и «Вилгуд» (восьмое место). Построить сеть из 103 станций владельцам «Вилгуда» Шерзоду и Барно Турсуновым помогла собственная информационная система управления автосервисом, которую супруги решили продавать партнерам не отдельно, а в составе франшизы. Михаил Файнберг отмечает, что «производственный франчайзинг в России поднимает голову». «Развитие таких компаний, как «Вилгуд», — очень положительный пример, это позволяет ввести в экономику людей, умеющих работать руками, но без особой предпринимательской жилки. Когда рынку предлагается франчайзинг со всеми прописанными алгоритмами, это может здорово подтянуть предпринимательское сообщество», — считает эксперт.
Все по программе
Примечательно, что концепция развития «Вилгуда» вообще характеризует новую модель построения франчайзинговых сетей. В ее основе лежит создание и передача партнерам программного обеспечения, автоматизирующего бизнес-процессы, на написание которого у маленьких компаний не хватило бы времени и ресурсов. По этой ИТ-модели развиваются не только автосервисы, но и занявший второе место в рейтинге РБК фастфуд «Додо пицца». Надо сказать, что эта концепция выступает альтернативой более традиционному виду франшиз, когда владелец брендов снабжает партнеров своей продукцией, а те развивают сеть сбыта в регионах. Судя по динамике открытия новых точек, успешно привлекать и удерживать партнеров способны теперь и информационные разработки в сфере услуг.