Кому подчинится «цифра»
Материалы выпуска
Контакты с будущим Инструменты Кому подчинится «цифра» Рынок «Синергия талантов позволит Франции и России вступить в мир будущего» Решения «Можно реализовывать многомиллиардные проекты, не нарушая санкции» Решения Уроки от лидеров Инновации «Контакты элит особенно важны в сложном международном контексте» Инструменты «Не в интересах ЕС отвернуться от России» Решения «Франция активно способствует модернизации России» Решения «Молодежь — будущее наших отношений» Инструменты Молодые экономические лидеры России Компетенция «Потребители все более озабочены проблемами окружающей среды» Инновации «Российская логистика — это настоящий вызов» Инструменты «Цифровые проекты мы разрабатываем вместе с клиентами» Решения «Квалифицированные рабочие способствуют инвестициям в промышленную сферу» Инструменты «Коммунальное хозяйство в России — перспективный рынок» Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Кому подчинится «цифра»

Россия, как и большинство развивающихся и развитых стран, находится в поиске людей, способных стать лидерами новой экономики, базирующейся на интеллектуальных ресурсах.
Фото: Getty Images Russia

Цифровизация экономики меняет расклад в мире бизнеса. Лидерами становятся технологические компании, связанные с развитием интернет-сервисов и информационной среды, такие как американские Apple, Microsoft, Facebook, российский «Яндекс» и, например, французские BlaBlaCar и Criteo.

10% мировых производственных компаний являются «цифровыми» чемпионами (более 50% их выручки приносят усовершенствованные с помощью цифровых технологий или чисто цифровые продукты и услуги), по данным глобального исследования цифровых операций в 2018 году международной PricewaterhouseCoopers (PwC). Не отстают и представители отраслей, быстро приспосабливающихся к новым условиям. Например, выросший из небольшого книжного онлайн-магазина американский ретейлер Amazon в 2018 году стал второй компанией в США после Apple, чья капитализация превысила $1 трлн.

Экспорт в пользу малых

Цифровая глобализация открывает портал на международный рынок даже небольшим компаниям, отмечают авторы доклада «Цифровая глобализация: новая эра глобальных потоков» McKinsey Global Institute (MGI). Благодаря основным провайдерам рынка электронной коммерции Alibaba, Amazon, eBay, Flipkart и Rakuten десятки миллионов малых и средних предприятий во всем мире получили доступ к внешним рынкам и превратились в экспортеров. 86% технологических стартапов уже ведут трансграничную деятельность.

Российский рынок онлайн розничного экспорта за два года вырос почти в два раза и его объем в 2018 году достиг $746 млн, согласно данным совместного исследования Data Insight и eBay. Драйверы рынка — крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip.

Вклад средних и мелких экспортеров, которые ведут онлайн-продажи через маркетплейсы и осуществляют доставку при помощи почтовых операторов, вырос с 15% отправок в 2016 году до 36% в 2018-м, говорится в исследовании. Потенциал розничного онлайн-экспорта России оценивается в $10 млрд, приводят в исследовании слова генерального директора «eBay Россия» Ильи Кретова. Достигнуть этих показателей, по его словам, рынок сможет при условии консолидации всех игроков и регуляторов рынка.

Макроэкономическая ситуация способствует росту объемов несырьевого неэнергетического экспорта страны, отмечает старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор ЭКСАР Никита Гусаков. По его данным, объем экспорта в целом в прошлом году составил $150 млрд. Однако наращивание несырьевого экспорта упирается в нехватку современных технологичных компаний и недостаток у российских управленцев компетенций, необходимых для внешнеэкономической деятельности.

Мобильность во всем

«Конкуренция на внешних рынках требует от бизнеса мобильности, технологичности, умения оперативно принимать решения, эффективно управлять издержками», — говорит Никита Гусаков. У нас экспортная культура только формируется: для начинающих экспортеров работает Школа экспорта РЭЦ, акселерационные программы, совместные со Сбербанком, Минэкономразвития и «Сколково», нацелены на содействие экспортерам сектора МСП — от поиска зарубежного партнера до заключения контракта.

«Для развития «умного» государства нужны национальные технологические лидеры», — заявил на форуме «Открытые инновации» глава правительства РФ Дмитрий Медведев. Поддержка технологических компаний в рамках проекта Минэкономразвития «Национальные чемпионы» до 2020 года должна повысить число инновационных компаний и усилить их конкурентные преимущества на внешних рынках. Пока речь идет лишь о ста участниках проекта.

Рост конкуренции и давления мирового рынка, где процессы благодаря цифровым технологиям развиваются с невероятной скоростью, требует быстрой адаптации к новым ситуациям и игры на опережение, говорит завотделом глобальных проблем ИНИОН РАН Наталия Лапина. «Сегодня невозможно просто скопировать опыт другой страны или другой компании. Глобальный рынок приводит к тому, что стратегии диверсифицируются и каждая компания должна разработать собственную», — отмечает она.

В результате на рынке все больше ценят людей с гибкими управленческими подходами, которые могут внедрять изменения, предугадывать и опережать тренды, говорит директор по электронной коммерции HeadHunter Андрей Облов. В стране растет спрос на управленцев, понимающих и использующих в своей работе современные инструменты, автоматизацию бизнес-процессов, умеющих использовать потенциал социальных сетей, big data и искусственного интеллекта.

Кадры — центральный элемент цифровой трансформации, отмечают в PwC. Руководители более 70% «цифровых чемпионов» таких компаний-лидеров имеют четкое представление о цифровом будущем и выступают в качестве примеров для подражания. Такие компании инвестируют значительные средства в развитие и обучение сотрудников и создают многодисциплинарные группы, для того чтобы поощрять инновации, говорится в исследовании PwC.

До недавнего времени российские менеджеры отставали в soft skills, в том числе в лидерских качествах и возможности объединять людей, у них отмечались низкие способности в разработке новых продуктов, ссылается академический директор бизнес-школы «Сколково» Денис Конанчук на результаты сравнения иностранных и российских менеджеров (общая выборка составила 5 тыс. человек).

«До 2000-х годов российский рынок развивался на фоне роста стоимости нефти, и основной стратегией компаний была покупка и присоединение активов. На Западе бизнес разрабатывал и выводил на рынок новые продукты», — говорит Денис Конанчук. Ситуация изменилась, прежние стратегии не работают, бизнесу нужны новые компетенции.

При этом базовые навыки менеджеров «аналоговых» и «цифровых» компаний, по словам Дениса Конанчука, принципиально не отличаются: и те и другие обладают стратегическим мышлением, навыками проектного управления, умеют вести переговоры, компетентны в вопросах финансов и маркетинга. Бизнес-школа проанализировала 1 тыс. профилей управленцев на LinkedIn по шести основным отраслям.

Однако лидеров нового поколения, по словам Дениса Конанчука, отличают две «суперкомпетенции будущего»: «У них развиты навык налаживать длительные взаимовыгодные стратегические партнерства и тонкое чутье на то, что называется customer experience — способность точно понять, что именно нужно потребителю в конкретном регионе, стране, рынке, и умение спроектировать для клиента положительный опыт потребления». Именно эти компетенции будут определять успех менеджера и бизнеса в ближайшем будущем, говорит Денис Конанчук.

Необходимость устанавливать стратегические связи на уровне молодых лидеров видят и наши западные партнеры. Так, парижский аналитический центр «Институт Шуазель», с 2013 года объединяющий молодых лидеров во Франции, в этом году составил список наиболее перспективных лидеров России. Запланированный авторами проекта ряд международных встреч в Москве и Париже должен дать толчок экономическим отношениям отдельных компаний и двух стран в целом. По данным доклада 2019 года Global Talent Competitiveness Index (GTCI) международной бизнес-школы INSEAD, Париж входит в топ-10 городов — центров предпринимательских талантов. Среди стран по конкурентоспособности талантов лидерами рейтинга являются Швейцария, Сингапур и США. Франция на 21-м месте, Россия — на 49-м из 125 стран-участниц.

В поиске чемпионов

Не следует забывать, что российский бизнес вынужден действовать в условиях институциональных ограничений и давления властей всех уровней, говорит Наталия Лапина: «Серьезная проблема для нашей страны в том, что политические элиты живут в собственном мире, решают собственные вопросы, бизнес для них — инструмент, но не цель». Поэтому помимо развития бизнес-компетенций необходим диалог с властью и развитие новых навыков у госслужащих.

Бизнес и чиновники могут научить друг друга понимать разные контексты, говорит Денис Конанчук. На такое взаимодействие, по его словам, есть спрос: «У нас есть программа, где в одном классе учатся представители бизнеса и госуправления. С этого начинается работа в кросс-функциональных командах над решением комплексных общих задач».

Действительно, сегодня вопросом подготовки новых лидеров озадачен не только бизнес, но и государство. Как рассказал проректор РАНХиГС, руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, цель госконкурса — поддержать перспективных управленцев, способствовать их карьерному продвижению.

«Мы не ставим задачу подбирать кандидатов на те или иные должности. Для нас важно обеспечить постоянный приток талантов, усовершенствовать принцип подбора кадров, обеспечить его прозрачность и справедливость», — говорит Алексей Комиссаров. Первые 80 участников конкурса уже получили назначения на руководящие должности в госструктурах и частном бизнесе. В этом году помимо 227 тыс. россиян участие в нем приняли граждане еще 68 стран мира.

Найти и удержать

Отбор и продвижение талантливых управленцев не единственные задачи государства и бизнеса. Еще предстоит удержать талантливых специалистов в стране, говорит Наталия Лапина.

«Глобализация рынков персонала идет достаточно быстрыми темпами», — подтверждает Андрей Облов. По его словам, большинство соискателей сегодня хотят и могут работать за рубежом.

58% специалистов в мире и 45% в России готовы работать за рубежом, приводит Андрей Облов данные опроса, проведенного HeadHunter в рамках глобального исследования трудовой мобильности Ассоциации рекрутинговых сайтов и BCG (были опрошены 360 тыс. соискателей и 6 тыс. работодателей в 198 странах мира).

Среди россиян в возрасте до 30 лет с высшим образованием и хорошо знакомых с ИT-технологиями число желающих уехать за границу еще выше — 70%.

Примечательно, что в западных странах такие стремления молодежи поддерживают — зарубежный опыт зачастую является плюсом при устройстве на работу уже в своей стране.

Стремление получить опыт работы за рубежом стало мировой тенденцией среди молодых специалистов, говорит президент Института Шуазель Паскаль Лоро: «Большинство участников французского рейтинга Choiseul имеют международный опыт работы, и это им помогает продвинуться по карьере, повысить свою профессиональную компетентность и конкурентоспособность».

Многие российские компании тоже ищут новые рынки сбыта, и они понимают, что в качестве руководителя их представительства наиболее эффективен будет человек, который уже интегрирован в локальный рынок, знает его, понимает его потребности и правила, говорит Андрей Облов.


Высокотех: пока без бума

По данным доклада «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» РАНХиГС, Ассоциации инновационных регионов и «Интерфакса», в 2017 году в стране было создано чуть менее 15 тыс. технологических стартапов (с ненулевой выручкой), это на 11% меньше показателей 2016 года. При этом именно высокотехнологичный бизнес — источник высокопроизводительных рабочих мест. С 2010 по 2017 год в высокотехнологичном секторе было создано 762 тыс. новых рабочих мест, около 40% из них созданы в Москве (проект «Сколково»), Санкт-Петербурге (ОЭЗ «Санкт-Петербург) и Республике Татарстан (проекты «ИнноКам», ОЭЗ «Иннополис», ОЭЗ «Алабуга»).