— В целом повлияли ли санкции на вашу работу в России?
— Я хотел бы напомнить, что Total никогда не была сторонником санкционных мер, бойкотов и изоляции тех или иных стран. Задача таких компаний, как Total, — наводить экономические и коммерческие мосты. Политика санкций и отказа от инвестиций на самом деле больше ухудшает положение населения, а не руководителей стран, на которых она нацелена. В России Total показала, что здесь можно успешно реализовывать крупнейшие многомиллиардные проекты, не прибегая к доллару и не нарушая санкции. Нам удалось построить мосты там, где стояли стены. В России французские компании в этом деле должны сыграть важную роль.
— Компания Total стала одним из крупнейших игроков российской энергетической отрасли. Какова ваша стратегия и каковы приоритеты работы в России?
— Стратегия Total в России непосредственно связана со стратегией нашего партнера — компании НОВАТЭК. С 2011 года мы установили прочные отношения в рамках нашего стратегического альянса с ней. Мы не только владеем 19,4% акций НОВАТЭКа с 2018 года, но и непосредственно участвуем в проектах этой компании по производству сжиженного природного газа (СПГ). После успешной реализации грандиозного проекта «Ямал СПГ», который уже вышел на проектную мощность, мы расширили партнерство с НОВАТЭКом, войдя в проект «Арктик СПГ-2». Таким образом, мы участвуем в освоении одной из крупнейших в мире газоносных провинций, которую некоторые называют «новым Катаром». Все это вписывается в стратегию развития портфеля СПГ Total благодаря конкурентоспособным проектам, в основу которых положено освоение гигантских ресурсов, отличающихся низкими производственными издержками и предназначенных для быстрорастущих азиатских рынков. Россия отныне является одной из важнейших стран для Total.
— На каком этапе сейчас находится реализация проекта «Ямал СПГ»?
— Я очень горжусь тем, чего нам уже удалось добиться, реализуя «Ямал СПГ». Мы запустили три технологические линии СПГ и вышли на проектную мощность завода (16,5 млн т в год) на год раньше первоначального плана и в рамках предусмотренного бюджета. Это беспрецедентное достижение для всей отрасли. Столь высокая эффективность свидетельствует о том, что партнеры, субподрядчики и все заинтересованные стороны проекта приложили значительные усилия для его реализации. Вместе в экстремальных условиях мы вдохнули жизнь в проект СПГ мирового масштаба, позволяющий с выгодой использовать огромные газовые ресурсы полуострова Ямал. Этот гигантский проект, который был бы невозможен без прочных партнерских отношений с компанией НОВАТЭК, свидетельствует о наших амбициях в России.
— Каков следующий этап деятельности Total после заключения окончательного соглашения по проекту «Арктик СПГ-2»?
— После успеха проекта «Ямал СПГ» проект «Арктик СПГ-2» — новый, логичный и естественный этап. Мы рады, что стали первым партнером, заключившим окончательные соглашения о вхождении в этот новый проект СПГ, в рамках которого будет реализовано несколько инновационных решений, позволяющих повысить его конкурентоспособность. Учитывая тот факт, что Total — один из акционеров НОВАТЭКа, общая доля Total в проекте «Арктик СПГ-2» составит 21,6%. Мы также договорились с НОВАТЭКом, что Total сможет приобрести долю в размере от 10 до 15% во всех будущих проектах компании по добыче СПГ на Ямале и на Гыданском полуострове. Это значит, что наше взаимодействие с НОВАТЭКом по добыче российского СПГ в Арктике ждет большое будущее. Воодушевляющая перспектива!
— Помимо СПГ какие еще возможности открываются перед Total в России?
— Россия является также приоритетным рынком с большим потенциалом для нашей производственной деятельности, в частности в сфере смазочных материалов. Поэтому в конце 2018 года Total запустила завод последнего поколения по их производству. Строительство этого предприятия в Калужской области демонстрирует нашу заинтересованность в максимально тесном взаимодействии с российским потребителем. Новая производственная площадка усилит наше положение на внутреннем российском рынке и на рынках соседних стран Центральной Азии.