На сегодняшний день в Краснодарском крае насчитывается 200 организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги по лечению и оздоровлению. Порядка 140 из них работают круглогодично. Всесезонные здравницы расположены в 15 городах и районах края — Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, а также в Апшеронском, Лабинском, Ейском, Туапсинском, Гулькевичском и других районах.
Повысить турпоток санатории Кубани пытаются разными путями — например, активизируют работу по продвижению, сегментируют услуги, а также принимают участие в государственных программах.
Одним из направлений является работа с Фондом обязательного медицинского страхования.
«Тяжело было войти в систему, потребовалось купить много оборудования, получить лицензию. И вот уже два года мы работаем по территориальной программе, проводим кардиореабилитацию», — рассказал Евгений Калиниченко из санатория «Горячий Ключ».
С 2015 года Минздрав Краснодарского края запустил программу медицинской реабилитации. Помощь оказывается по трем профилям — для пациентов после инсультов и инфарктов, черепных травм, перелома позвоночника и после операций, рассказала главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Министерства здравоохранения Кубани Ирина Проскурякова.
С 2016 года — после получения лицензии — к программе подключились санатории региона. За 2016 год реабилитацию прошли 1773 пациента, за 2017 — уже 6623 человек, в 2018 — 9451. За шесть месяцев 2019 года помощь получили 5800 больных.
По словам Ирины Проскуряковой, сейчас большой очереди на реабилитационное лечение нет, а срок ожидания не превышает две недели.
«Это совершенно новое и приоритетное направление. В дальнейшем, я думаю, оно будет активно развиваться. Сейчас программа ограничена определенными социально-значимыми заболеваниями, в перспективе список будет расширяться. В реабилитации нуждаются и другие категории пациентов», — прогнозирует специалист Минздрава.
Например, по программе реабилитации пациентов работает санаторий «Предгорье Кавказа».
«Мы получаем пациентов из краевой клиники и районов региона. Мне кажется, нет ничего важнее, чем двустороннее взаимодействие. Медицинский чек-ап — это не только получение каких-то заключений специалистов, это в большей степени возможность какого-то диалога с врачом, чтобы понять, что делать дальше», — говорит санатория главный врач Елена Погорельская.
Налажено и обратное взаимодействие — в случае выявления заболеваний при обследовании и лечении в санатории, пациентов отправляют либо в поликлиники, либо в специализированные медицинские центры.
Помимо изменения образа и престижа лечения, требуется еще и эффективно оповещать потенциальных клиентов о доступных услугах — для этого необходимо единое информационное пространство, считают участники рынка.
Для повышения популярности бальнеолечения и увеличения турпотока в санатории Краснодарского края требуется системный подход и кардинальный пересмотр принципов работы, подчеркивает эксперт по маркетингу и инновационному менеджменту Азамат Исянчурин.
«Рынок изменился. У людей нет привычки лечиться, в результате санаторно-курортные учреждения оказались на рынке отелей и конкурируют уже с ними. У лечебниц есть большое ценовое преимущество — все зарубежные здравницы стоят на порядок дороже. Если удастся вытянуть эту базовую отельную подстройку, наладить сервис и обеспечить требуемый уровень удобства, то будет выход на другую ценовую категорию. Плюс требуется четкое позиционирование», — считает Исянчурин.
В будущем должны складываться крупные медицинские кластеры, где рядом с клиникой или медицинским центром бы располагалось несколько санаториев разной направленности, уверен главный врач «РЖД-Медицина» (Новороссийск) Михаил Бакланов.
«Нам нужно сегментировать рынки. Участникам требуется выстраивать то, что уже есть. Ни одно медицинское учреждение не сможет конкурировать с санаториями по сервису, а большинство санаториев не могут предоставлять лечебные услуги на уровне клиники», — отметил он.
Клиентов очень много и реальная потребность в профилактике и оздоровлении очень велика, отмечает Елена Погорельская из санатория «Предгорье Кавказа». Поэтому особо важен вопрос эффективной коммуникации и информированности как пациентов, так и врачей.
Как отмечал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, лечебно-оздоровительный туризм играет особую роль в курортной отрасли региона.
«Укреплять здоровье в кубанских здравницах вне сезона не только полезно, но и очень выгодно. В этот период можно получить лечение с хорошей скидкой. Наши санатории предлагают более 500 различных лечебных и оздоровительных программ», — подчеркивал глава региона.