«Пандемия ускорила развитие логистической отрасли»
Материалы выпуска
Вирус тормозит фургоны Рынок «Появился запрос на максимальную автоматизацию бизнес-процессов» Инструменты «Наступит день, когда покупка автомобиля перейдет в онлайн полностью» Инновации Москва переходит на ток Решения «Пандемия ускорила развитие логистической отрасли» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Пандемия ускорила развитие логистической отрасли»

О новых вызовах и возможностях для транспортных компаний РБК+ рассказал Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии».
Фото: пресс-служба

— Ситуация в транспортной сфере в пандемию развивалась парадоксально: с одной стороны, спад деловой активности привел к снижению грузоперевозок, с другой стороны — всплеск спроса на товары интернет-магазинов вызвал бум на рынке доставки. Как вы оцениваете ситуацию?

— Действительно, этот год принес множество испытаний, и пандемия стала непростым временем как для людей, так и для бизнеса. Но неслучайно в китайском языке «кризис» обозначается иероглифами «опасность» и «возможность». На рынке были как пострадавшие, так и те, кто сумел приспособиться к новым вводным. Порядка 70% логистических операторов признают, что кризис сказался на их работе негативно, но около 20% видят позитивные моменты. Мы относимся ко второй группе.

Во время самоизоляции резко вырос спрос на доставку интернет-покупок. Это привело к росту заказов на перевозку сборных грузов — сегмента, где ГК «Деловые Линии» занимают лидирующие позиции. К счастью, у нас большой собственный автопарк и мы легко справились с ростом нагрузки, обеспечив бесперебойную доставку.

При этом мы где-то держали цены, где могли, запускали акции со скидками. Хотя у нас тоже выросли расходы — нужно соблюдать противоэпидемиологические меры безопасности: проводить дезинфекцию, тестировать сотрудников на коронавирус и проч. Мы смогли быстро адаптироваться, за считаные дни предоставили удаленное обслуживание клиентам и перевели сотрудников на работу из дома без потерь во взаимодействии подразделений. Работа компании не прекращалась ни на час.

— Ведущие игроки транспортного рынка — давно уже ИТ-компании. Развитие каких сервисов дает конкурентные преимущества в новой реальности?

— Без цифровизации не обойтись, это действительно так. Во время пандемии этот вопрос встал особенно остро — срочно понадобился весь спектр услуг онлайн и появился запрос на максимальную автоматизацию процедур. Сегодня у ГК «Деловые Линии» автоматизировано более 60% операций, связанных с логистикой. Это помогает нам не зависеть от того, откуда работают наши сотрудники, — клиенты получают качественную услугу. Работает, к примеру, удаленное управление доставкой, благодаря которому менеджеры справляются с повышенным потоком заявок.

Словом, наш технологический задел очень пригодился в кризисной ситуации и даже позволил предложить клиентам новые продукты. Так, мы внедрили возможность анализа персональной отчетности по сохранности грузов и срокам перевозки, а также видеосвязь с менеджером в личном кабинете.

Занимаясь цифровизацией, важно помнить, что все ваши наработки должны облегчать жизнь клиентов, а не быть удобными только для вас. Платформы логистических компаний хороши тогда, когда свободно интегрируются с системами клиентов. В ГК «Деловые Линии» клиент может встроиться в нашу систему и получить не только опции по грузоперевозкам, но и аналитические инструменты для своего собственного бизнеса, сделанные с использованием математического моделирования, методов процессного управления и искусственного интеллекта.

Причем информатизация заботит не только частные компании, вопрос поднят на и государственном уровне. Так, с 1 октября стартовал пилотный проект по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа. Мы принимаем в нем участие. Электронный документооборот дает ощутимую экономию времени, а также прямых затрат перевозчика. Например, до 5% холостых прогонов — это заезды для сдачи путевой и перевозочной документации; соответственно, это и бензин, и труд водителя, и отвлечение транспорта. Государственные инициативы такого рода — прямое и быстрое снижение себестоимости перевозки, в отличие от собственных вложений в ИТ, поскольку их окупаемость составляет ни один год.

— Бесконтактная доставка — это временный спрос или долгосрочный тренд?

— Да, спрос на бесконтактную и на адресную (от двери до двери, без необходимости приезжать в пункты приема и выдачи отправлений) доставку действительно есть, и пока сохраняются ограничения, этот спрос будет. Люди стараются снизить контакты с окружающими, по возможности оставаться дома. Поддерживая такое поведение, мы регулярно проводим акции на эти услуги — на межтерминальные перевозки (скидки до 65%), доставку «последней мили» — до адреса клиента (скидка до 100% по отдельным населенным пунктам), по видам или весу/объему отправки.

— Есть ли формула успеха для транспортной компании?

— Это качество, скорость и надежность. Приведу нашу статистику: 99% грузов приезжают в целости и сохранности и столько же — точно в срок. Но чтобы клиент чувствовал себя в безопасности на 100%, у нас действует программа страхования груза. Мы не стали следовать примеру перевозчиков, которые сами страхуют грузы, а передали этот блок в страховые компании. Цена страховки при этом зависит не от стоимости груза, а от цены перевозки. Также мы пока единственные, кто предлагает клиентам застраховать сроки доставки (с возмещением, превышающим затраты на перевозку).

Конечно, чтобы эти усилия находили ответ, порядок возмещения должен быть максимально прост и автоматизирован. Нам удалось сократить его до двух-трех дней. Так мы исключаем риски потерь для клиентов.

— Какие транспортные направления будут, на ваш взгляд, развиваться активнее — международные, междугородние или внутригородские?

— С одной стороны, сейчас возможно получить и доставить заказ в любую точку мира, и, скорее всего, понемногу трансграничные заказы будут расти. Однако в условиях курса на импортозамещение многие компании локализовали производство в России, что, несомненно, положительно сказывается на появлении новых производственных и торговых связей и росте внутренних перевозок.

Также мы наблюдаем, что в условиях пандемии многие компании начали уходить от централизованных поставок через Москву, что уже подтолкнуло развитие внутрирегиональных и межрегиональных маршрутов. К тому же переход на удаленку заставил многих жителей мегаполисов переехать за город, это поменяет маршрутную сеть, создаст новые точки спроса.

Приведу интересный кейс из своей практики. В разгар пандемии в ГК «Деловые Линии» обратился один из ведущих мебельных ретейлеров — ему нужно было расширить географию продаж. Клиент попросил обеспечить доставку товаров по всей стране, при этом часть логистических операций автоматизировать. Тогда для внутригородской доставки мы организовали прием и оформление грузов прямо на складе клиента. А для перевозок по России использовали пункты выдачи, подходящие для крупных негабаритных грузов, или доставку до адреса. И, кстати возвращаясь к вопросу о цифровизации: мы интегрировали нашу систему с системой клиента, благодаря чему заказы от покупателей начали поступать напрямую в нашу базу, что ускорило их обработку.

— Что будет с рынком грузоперевозок в будущем? Ваш прогноз развития на 2021–2022 годы?

— Уверен, что рынок оправится от кризиса — не только восстановится, но и покажет рост. Многие компании во время пандемии были вынуждены отказываться от собственных складов и теперь решают к ним не возвращаться (из экономии или из-за популярной идеи бережливого производства)  — это хороший задел для развития комплексных услуг логистических компаний. Так что можно сказать, что пандемия ускорила развитие логистической отрасли.

Будут дальше совершенствоваться цифровые сервисы — это просто суровая необходимость. Включая big data и искусственный интеллект. Кроме того, при правильном продукте и стратегии завоевать место под солнцем могут и прорывные технологические стартапы в логистике.