Вирус тормозит фургоны
Материалы выпуска
Вирус тормозит фургоны Рынок «Появился запрос на максимальную автоматизацию бизнес-процессов» Инструменты «Наступит день, когда покупка автомобиля перейдет в онлайн полностью» Инновации Москва переходит на ток Решения «Пандемия ускорила развитие логистической отрасли» Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Вирус тормозит фургоны

Вызванный пандемией COVID-19 бум онлайн-торговли и курьерской доставки не смог спасти от падения рынок легких коммерческих автомобилей (LCV)  — хорошо продаются в основном фургоны медицинского назначения.
Фото: Getty Images Russia

Ограничения и запреты на передвижение граждан на пике пандемии коронавируса вызвали рост дистанционного обслуживания и интернет-торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок онлайн-ретейла в РФ в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн руб., а рекордная доля e-commerce превысила 10% от общего оборота розницы. Логичным следствием стала беспрецедентная загруженность служб доставки. Так, в частности, глава «Почты России» Максим Акимов на июльской встрече с президентом страны говорил о взрывном росте в тысячу процентов на услуги своей компании.

Кроме того, карантин, выяснили аналитики онлайн-сервиса «Авито Услуги», вызвал и «драматический» рост спроса на 70% у россиян на переезды, связанные со сменой места проживания и транспортировкой мебели, а также домашнего скарба.

«Люди переоценили отношение к дому и уюту, включились в улучшение жилищных условий во время и после самоизоляции. Многие пользуются льготными условиями по ипотеке, улучшают жилищные условия и переезжают. В свою очередь, бизнес подстраивается под изменяющиеся условия: кто-то «мигрирует» в более подходящее помещение, другие меняют бизнес-модель, и им вместо офиса теперь требуется склад, третьи пользуются моментом и переезжают в более привлекательные места на более гибких условиях», — констатирует Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Услуги».

Движение вниз 

В этих условиях, казалось бы, поймать волну должны были и транспортные компании, а с ними и производители коммерческих автомобилей. Если еду и посылки можно доверить пешим гонцам и посыльным на велосипедах и самокатах, то для доставки крупных, негабаритных и специфических грузов без техники не обойтись. Производители легкого коммерческого транспорта лишь в сентябре балансировали между отрицательной и положительной динамиками продаж. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель объясняет это тем, что сентябрь — традиционно удачный месяц для автомобильного рынка. По итогам же трех кварталов нынешнего года, свидетельствует статистика АЕБ, продажи моделей LCV падали даже ощутимо сильнее, чем объемы реализации многих легковых автомобилей, а в целом рынок просел на 13,9%, или на 176 587 единиц, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Главными разнонаправленными факторами, определяющими ситуацию на российском рынке, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ называет отложенный спрос и слабеющий рубль, снижение туристической активности и меры государственной поддержки. В этой ситуации минимальную положительную динамику за период с января по сентябрь 2020 года показали лишь Mercedes-Benz и Ford. Согласно отчету АЕБ, клиентам Mercedes было передано 1154 автомобиля с трехлучевой звездой (плюс 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

«На автомобильном рынке наблюдается высокая волатильность, — свидетельствует Мартин Пфаннкухен, директор по маркетингу и продажам малотоннажных автомобилей АО «Мерседес-Бенц Рус». — Однако малотоннажное подразделение Mercedes-Benz предлагает продукцию для долгосрочного планирования и с достаточно привлекательной стоимостью владения. Благодаря этим отличительным чертам наш продуктовый портфель меньше подвержен флуктуациям на рынке». Как бы там ни было, но «портфель» производителя похудел. Из него не так давно «выпал» автомобиль Sprinter Classic, который собирался в Нижнем Новгороде и который можно было заказать в самых разнообразных версиях — грузового такси, пассажирской маршрутки, корпоративного автобуса, передвижного офиса и технической мастерской. А наиболее популярной моделью стал цельнометаллический фургон массой 3,5 т Sprinter Limited Edition. Произошедшие перемены в модельном ряду представители компании связывают, однако, не с пандемией, а со «стратегией по обеспечению долгосрочного присутствия на глобальном рынке». Впрочем, эффект от коронавируса все же есть. По словам Мартина Пфаннкухена, в компании отметили определенный рост спроса на локально конвертируемые автомобили скорой медицинской помощи. Но и только.

СП Ford Sollers реализовало за это время 8816 автомобилей, что на 2% больше, чем за тот же период 2019 года. Положительный результат в данном случае связан, скорее всего, с точечным маркетингом. Компания полностью прекратила как выпуск, так и импорт некогда популярных легковых моделей, включая Focus, Mondeo и Fiesta, а также кроссоверов EcoSport, Kuga и Explorer. На текущий момент у Ford в России одна ударная сила — линейка семейства Transit, в котором можно найти грузовички с платформой и фургоны разной вместительности, рефрижераторы и микроавтобусы, всего более 140 спецверсий. Есть даже особые варианты исполнения для охотников, рыболовов и любителей лошадей. Но никакой существенной трансформации в линейке бренда, связанной с коронавирусом и всплесками той же онлайн-торговли, не произошло.

Показатели комтранса Hyundai — всего 147 единиц (минус 44% за девять месяцев). 31 747 автомобилей удалось реализовать группе ГАЗ, но по сравнению с девятью месяцами 2019 года это тоже меньше — на 25%. В пресс-службе компании констатируют снижение спроса во всех сегментах рынка, но наиболее пострадавшим называют сегмент микроавтобусов. Весной и в первые месяцы лета компании-пассажироперевозчики остановили закупку техники из-за резкого снижения объемов перевозок, но и после снятия карантина не выходят на прошлогодние объемы из-за сложного финансового состояния.

Ускорение от государства 

На поддержку спроса в коммерческом транспорте работала госпрограмма льготного лизинга, но в октябре она закончилась. Ее продление на ноябрь—декабрь в компании ГАЗ считают крайне необходимым, чтобы снизить падение в конце года.

В компании убеждены, что инвестиционная активность потребителей не восстановится сама по себе и в следующем году. Чтобы переломить негативные тренды на рынке, необходимо возвращать программу обновления парка, доказавшую свою эффективность в предыдущие кризисы. Пока же ГАЗ прилагает самостоятельные усилия стимулировать спрос, не останавливая запуск новых моделей, которые позволят занять новые ниши на рынке. В этом году производитель вывел на рынок низкопольный микроавтобус «ГАЗель City» и новые модификации внедорожника «Садко NEXT». До конца года начнется серийный выпуск бескапотного среднетоннажника «Валдай NEXT». Кстати, спрос со стороны компаний, занятых интернет-торговлей, оказал сколь-либо ощутимое воздействие лишь на сегмент цельнометаллических фургонов. Однако действительно прямым ответом на пандемию со стороны ГАЗа можно назвать лишь новую линейку медицинских моделей: модульный автомобиль скорой помощи, мобильный кабинет для вакцинации и скорая с мультимедийными коммуникационными системами.