Пандемия СOVID-19 и падение цен на ископаемые виды топлива не оказали существенного влияния на рынок возобновляемой энергетики (ВИЭ). «Несмотря на то что падение цен на традиционные энергоносители в какой-то степени ослабляют инвестиционную привлекательность ВИЭ, культурный аспект продолжает действовать. Ведь переход на ВИЭ считается важной частью сохранения окружающей среды», — говорит директор департамента аудита компании «Делойт, СНГ» Александр Губарев.
Рост вопреки
По прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), число новых мощностей в секторе ВИЭ в 2020 году увеличится на 167 ГВт. Это всего на 13% меньше, чем в 2019-м. При этом уже в 2021 году показатель вернется на уровень прошлого года. По крайней мере, текущие проекты не заморожены. «Развитие ВИЭ — отдельная область в инвестиционных программах и зарубежных, и российских компаний. Новые проекты могут быть отложены, но ненадолго — максимум на год», — прогнозирует Антон Порядин, глава EY Parthenon в России.
На устойчивость веры инвесторов в экологичные проекты повлияли государственные субсидии, предоставляемые сектору ВИЭ по всему миру. Минувшим летом в Евросоюзе в очередной раз объявили масштабную поддержку развития ВИЭ. Поводом стала именно борьба с COVID-19. Так, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что 30% из €750 млрд, направляемых на восстановление экономики региона после эпидемии, привлекут за счет эмиссии «зеленых» облигаций. То есть бонды выпустят под проекты в сфере возобновляемой энергетики.
В целом, по прогнозу портала IEA World Energy Outlook 2020, в период 2020–2040 годов на ВИЭ и меры по повышению энергоэффективности будет направлено $23,8 трлн. «Это составит почти половину всех инвестиций во всю энергетику планеты и значительно превысит совокупные инвестиции в ископаемые виды топлива и атомную энергетику», — отмечает руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ Василий Савин.
Кроме этого во многих государствах операторам «зеленых» проектов в текущий кризис власти дали существенные послабления по выполнению ранее взятых обязательств. «Правительства многих стран — Китая, США, Австрии, Германии и других — оказали поддержку отрасли возобновляемой энергетики, предоставив отсрочку ввода объектов в среднем на шесть месяцев, а также другие преференции», — подтверждает директор российской Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев.
В нашей стране отрасль получила существенные льготы ранее. Программа поддержки ВИЭ пока утверждена до 2024 года. «Строительство объектов возобновляемой энергетики в России осуществляется в рамках программы поддержки ВИЭ, которая обеспечивает денежные потоки станций в течение 15 лет с гарантированной доходностью 12% годовых и приоритетным правом отпуска электроэнергии в сеть. При таких гарантиях замораживать развитие текущих проектов ВИЭ нецелесообразно», — соглашается Василий Савин.
Помогают поддержать динамику ввода новых мощностей ВИЭ и санкции за несоблюдение ранее взятых обязательств. Как следствие, инвесторы в России, несмотря на кризис, ведут себя ответственно. К ноябрю 2020 года просрочка ввода зафиксирована только за 17 объектами общей мощностью 286 МВт, что составляет всего 5% от общего числа отобранных проектов ВИЭ по договорам на поставку мощности (ДПМ). Но в дальнейшем статистика может показать худшие результаты. «В первом полугодии инвесторы в ВИЭ уже заплатили за несоблюдение сроков вводов 2,07 млрд руб. и продолжают платить штрафы. Объем проектов, допустивших просрочку ввода в эксплуатацию, вырастет с декабря 2020 года, так как именно эта дата указана в большем числе договоров на поставку мощности для объектов с плановым сроком начала поставки в 2020 году», — говорит Алексей Жихарев. Однако задержка с введением новых мощностей напрямую не связана с коронакризисом. «На 1 января этого года плановый график ввода выполнялся только в 56,4% проектов», — подтверждает Алексей Жихарев.
«Российский рынок — энергоизбыточный, сегодня задействовано всего 76% мощностей. Кроме того, у нас огромные запасы дешевого природного газа, а еще есть угольная отрасль с миллионами рабочих мест. Все это, несомненно, осложняет проблему инвестиций в ВИЭ. Хотя с учетом роста спроса на 1,5% в год до 2035 года избыток будет выбран, радикально ситуация не изменится», — объясняет директор EY Parthenon Денис Бурак.
Солнечные перспективы
Впрочем, сказать, что пандемия коронавируса прошла для сектора ВИЭ в России и мире совсем безболезненно, нельзя.
На протяжении последних нескольких лет устойчиво росла рентабельность вложений в эту сферу. Согласно данным о стоимости 17 тыс. проектов в 2019 году, собранным Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA), издержки владельцев солнечных фотоэлектрических установок сократились на 82% по сравнению с 2010 годом. В секторе систем концентрированной солнечной энергии этот показатель снизился на 47%, наземных ветровых электростанций — на 39%, морских ветровых электрогенераторов — на 29%.
«За последние десять лет общемировые затраты на производство электроэнергии из возобновляемых источников стремительно падают благодаря совершенствованию технологий, экономии от масштаба, постоянно растущей конкурентоспособности цепочек поставки и приобретению нового опыта разработчиками», — объясняет Алексей Жихарев. Однако из-за существенного замедления мировой экономики оптимизировать издержки стало труднее. «COVID-19 может оказать влияние на несубсидируемые проекты, а такие в мире есть. Маржа там очень низкая, поэтому они очень чувствительны к изменению макросреды», — уверен Антон Порядин.
По прогнозам IEA, после 2022 года ежегодный прирост мощностей будет обеспечен именно за счет запуска в эксплуатацию солнечных электростанций. В Германии летом 2020 года производители отчитались об успешных тестах новых солнечных панелей с КПД 33% (предыдущий рекорд — 22,3%). Новый показатель мощности уже вполне сравним с КПД бензинового и дизельного двигателей. Кроме того, уменьшаются габариты солнечных батарей. Благодаря использованию современных материалов фотоэлектрическое оборудование можно размещать на различных поверхностях — крышах, стенах или даже оборачивать ими столбы. А это существенно расширяет ареал их применения. Неудивительно, что цены на солнечную энергию падают на протяжении нескольких лет. В США она уже обходится дешевле, чем угольная и атомная энергия.