— В Подмосковье Центр управления регионом (ЦУР) существует уже два года, каких результатов удалось добиться за это время? Отвечает ли ЦУР тем вызовам, которые перед ним были поставлены на этапе запуска?
— Когда мы задумывали ЦУР, первоочередной нашей задачей было создать удобную и эффективную систему решения проблем жителей. Со временем ЦУР в Московской области стал полноценным центром управления, который призван не только реагировать на проблемные моменты или жалобы жителей, но и с помощью анализа данных выявлять точки напряженности и риски.
В отличие от обычных ситуационных центров, которые реагируют на уже произошедшие изменения, главная задача ЦУРа — анализ процессов и работа на недопущение: минимизация жалоб от жителей, превентивные меры, осмотры, контроль.
Например, сегодня с помощью ЦУРа мы контролируем работу региональных операторов по обращению с ТКО. Мы отслеживаем, как вывозится мусор со всех 60 тыс. контейнерных площадок Московской области. После того как мы начали контролировать эти процессы, число обращений жителей по нарушениям графика вывоза мусора сократилось в шесть раз. И так по каждой сфере, которая оцифрована в ЦУРе. Другой пример — с управляющими компаниями. У нас их порядка тысячи, сейчас все заведены в систему. Обращение передается напрямую в УК, которая должна отработать его в течение 24 часов. Благодаря такому инструменту контроля за год число жалоб сократилось на 82%, то есть почти в семь раз.
Под наблюдением ЦУРа и общественный транспорт. У нас ежедневно на линию выходит порядка 10 тыс. автобусов. С помощью системы контроля в ЦУРе мы видим каждый автобус, во сколько он выходит на маршрут, когда приезжает на остановку, и можем координировать перевозки. Это позволяет бороться с опозданиями и случаями, когда автобусы не выходят на маршруты.
Благодаря такому подходу мы ежегодно снижаем общее количество приходящих от жителей жалоб на проблемы. В 2018 году их было 3,5 млн, в 2019-м — 1,5 млн, по итогам 2020 года мы близки к цифре 1,1 млн. Конечно, свести на нет все жалобы — это задача сложнореализуемая, всегда возникают какие-то форс-мажоры, аварии, погодные условия, которые генерируют проблемы. Для нас ЦУР — это важный инструмент обратной связи. Поэтому мы продолжаем развивать его, совершенствовать способы сбора информации, повышать качество предлагаемых решений. Чтобы житель мог обращаться к государству — и ему помогли.
— Каким вы видите развитие ЦУРа в будущем, над чем ведется работа сейчас?
— В этом году нововведения в ЦУРе затронули сразу несколько сфер. Например, образование. Мы начали контролировать в ЦУРе организацию горячего питания в школах и детсадах. Исполнители в школах делают фотоотчет рациона школьников, что им дают на завтрак или обед. Эта информация поступает в местное управление образования, а оттуда — в ЦУР. Каждый отчет проходит несколько этапов контроля, если что-то не так, курирующие сотрудники ЦУРа связываются с исполнителями и решают проблему. Так в регионе контролируется качество питания. В Московской области более 1,4 тыс. школ, и во всех должны соблюдаться одинаковые стандарты качества.
Аналогичный процесс выстроен для экологического мониторинга. Через посты наблюдения в информационную систему поступают данные о состоянии атмосферного воздуха. Если в системе видно, что в воздухе превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, загорается «красная лампочка». А дальше экологи уже действуют по четкому алгоритму — выявляют источники, едут на проверку.
Новым направлением для ЦУРа стала, например, безопасность на железной дороге. Благодаря алгоритмам нашей информационной системы нам удалось проанализировать, где чаще всего происходят случаи травматизма или смертельные случаи на железнодорожных путях. Чтобы потом построить там переходы или поставить заграждения. «Руками» такой объем информации очень сложно перелопатить, а цифровые технологии позволили нам это сделать максимально быстро.
— В связи с пандемией коронавируса, кажется, о необходимости еще большей цифровизации говорить излишне. Какие сферы срочно «оцифровизировались» на фоне кризиса-2020?
— Наверное, здесь правильнее всего говорить о самой важной в текущей ситуации сфере — медицине. В борьбе с пандемией счет идет на минуты, поэтому мы сделали все возможное, чтобы автоматизировать многие процессы.
В ЦУРе мы разработали и внедрили информационную систему, где собираются все самые важные данные об эпидемии: ведется учет перепрофилирования медицинских учреждений, коечного фонда, отслеживается наличие оборудования, лекарств, агрегируются и анализируются данные о заболевших со всех лабораторий и клиник Подмосковья. Самая интересная история у нас произошла с коечным фондом. Программа автоматически рассчитывала, с какой скоростью заполняются места в больницах, и спрогнозировала, к какому конкретно сроку могут закончиться койки. Мы это увидели в системе, вовремя среагировали и переоборудовали новые места для больных COVID-19. Так нам удалось избежать проблем с нехваткой коек.
Такую же систему мы внедрили для контроля временных складов с медикаментами и СИЗ. Оцифровали мы и работу скорой медицинской помощи. Здесь мы подошли максимально комплексно и теперь отслеживаем практически все показатели работы скорой в Подмосковье. Из разных систем они собираются в мегадашборд, где мы в разрезе территорий контролируем, например, количество поступивших вызовов, за сколько минут назначена бригада, время доезда машин, количество госпитализаций, а также рейтинг диспетчеров, подстанций.
— Какие еще ставки вы делаете на «цифру»?
— «Цифра» делает нашу жизнь комфортнее. Многие до сих пор думают, что цифровые технологии — это для гиков, но это уже не так. «Цифра» настолько универсальна, что применять ее можно абсолютно везде. Она помогает сделать любой процесс прозрачным, измеримым, понятным, позволяет сократить его сроки и оптимизировать. Приведу пример с онлайн-банками. Они прочно вошли в нашу жизнь, это удобно: видно любое движение средств, можно посмотреть, куда тратится зарплата, сколько в этом месяце ушло на еду или коммуналку. Можно быстро перевести деньги между своими счетами или другому человеку, и для этого не надо идти в отделение или искать ближайший банкомат. Точно так же «цифра» работает во всех сферах. Задача Московской области — внедрить цифровую модель управления регионом на максимальном уровне. Чтобы все процессы в регионе были в системе.
Тогда можно в любое время проконтролировать нужное направление на всей территории, проверить, как идет работа, кто отвечает за тот или иной проект, и принять меры, пока сроки еще позволяют и можно что-то исправить. «Цифра» призвана упрощать жизнь и делать ее комфортнее, этот принцип мы и реализуем в системе госуправления Подмосковья.
Без обратной связи с жителями сегодня невозможно представить эффективную работу власти. В том числе через соцсети. В Московской области для этого была создана система «Инцидент», которая уже обработала 7 млн сообщений.