Услуга за услугой
Материалы выпуска
В один клик Инновации «Цифровые технологии позволяют постоянно быть на связи с жителями» Инструменты «Цифра» призвана упрощать жизнь» Компетенция Добро пожаловаться в соцсети Решения Услуга за услугой Инструменты Цифровой контроль Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Услуга за услугой

На фоне пандемии запрос на госуслуги в цифровом формате значительно вырос. Только в Московской области в этом году жителям в электронном виде уже было оказано 4,3 млн услуг.
Фото: пресс-служба

К 2024 году, согласно целям национальной программы «Цифровая экономика РФ», до 70% всех государственных услуг будет доступно в цифровом формате. По оценкам международной консалтинговой компании BCG, в 2019 году Россия уже входила в топ-10 стран по интенсивности использования цифровых госуслуг, занимая третье место по темпам роста их проникновения (42% против среднемирового показателя 15%). По данным BCG, наиболее часто российские граждане пользовались онлайн-сервисами для оплаты налогов и штрафов, получения данных о погодных условиях или дорожной ситуации (84%), а также по вопросам трудоустройства (73,8%) и здравоохранения (68,9%).

В то же время ситуация с «цифрой» неоднородна по российским регионам. Так, по данным отчета Московской школы управления «Сколково» и EY «Цифровая жизнь российских регионов 2020», показатели уровня цифровизации лидеров почти в пять раз превышают результаты «отстающих». В первом случае речь идет об Уральском и Центральном федеральных округах, в последнем — о Северо-Кавказском округе. Как отмечают исследователи из «Сколково» и EY, цифровой разрыв между российскими регионами определяется в значительной степени спросом на технологичные сервисы со стороны жителей и бизнеса.

На фоне пандемии этот цифровой запрос стал более выраженным. Так, по данным портала госуслуг Подмосковья, с 2019 года количество онлайн-обращений выросло почти вдвое и составило 220 тыс. Только с начала 2020 года жителям области в электронном виде (через региональный портал uslugi.mosreg.ru) было оказано 4,3 млн услуг. Самыми популярными за 11 месяцев этого года стали, в частности, запись в кружки и секции (1,1 млн обращений), обеспечение питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет (молочная кухня, 326 тыс. обращений), выплата на ребенка от трех до семи лет (238 тыс. обращений).

Электронный доступ 

На конец 2020 года в Московской области стали доступны в электронном виде 194 из 453 услуг. Из них полностью в электронном виде предоставляется 140 услуг, 38 услуг требуют одного обращения за результатом в МФЦ, еще по 16 услугам предусмотрена сверка документов. Остальные 259 услуг можно получить в МФЦ или в ведомствах. Постепенно эти услуги переходят в онлайн-режим — перечень электронных сервисов постоянно расширяется. Так, в план оптимизации и цифровизации в этом году вошло 127 услуг. Реализация уже действующих сервисов, в свою очередь, упрощается — в том числе сокращается срок предоставления и количество требуемых документов, исключается сверка документов или бланк строгой отчетности.

К примеру, в 2020 году в электронный вид перевели услугу по признанию садового дома жилым. Это позволяет дачникам прописаться в своих садовых товариществах, платить сниженные коммунальные платежи и пользоваться другими льготами. Благодаря оцифровке сократились сроки ожидания результата и личное посещение заявителя больше не требуется.

Оцифровка сократила и список документов для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для многодетных семей и граждан с инвалидностью, а также для получения субсидии на оплату ЖКУ жителям Подмосковья, у которых эти расходы превышают 22% от совокупного дохода семьи. Услуги полностью переведены в электронный вид: теперь достаточно приложить к заявлению на портале скан паспорта и квитанцию, подтверждающую оплату, и не требуется посещать МФЦ для сверки документов.

Полностью в электронном виде стал доступен целый ряд услуг в помощь многодетным семьям — например, получение ежегодной выплаты на приобретение одежды для школьников или выплаты материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующих детей. Теперь большая часть сведений требуется не от заявителя, а запрашивается через электронное взаимодействие между ведомствами напрямую. Кроме того, добавилось автоматическое (в проактивном режиме) уведомление многодетных семей Подмосковья о положенных им региональных мерах соцподдержки: льготах и компенсациях.

В скором времени планируется оптимизировать такие уже существующие электронные услуги, как получение справок и выписок из Главархива (ранее для получения справок и сведений до и после 1 января 1994 года заявителю нужно было подавать два заявления, после оптимизации заявитель сможет в рамках одного заявления получать справки и сведения как до 1 января 1994 года, так и после), продление выплаты компенсации платы за детский сад (автоматически), а также признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании (сократив срок с десяти до пяти рабочих дней). Кроме того, в планах упростить получение услуг по выдаче социальных карт жителя Московской области и выдаче санаторно-курортных путевок.

Согласно данным Росстата, по итогам 2019 года Московская область заняла первое место в Центральном федеральном округе по доле граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде, — в 2019 году этот показатель достиг 90,9%. В 2018 году в рейтинге Минэкономразвития РФ Московская область заняла первое место по качеству оказания электронных услуг, а по итогам 2019 года вошла в топ-3 субъектов с самым высоким уровнем государственных сервисов для жителей.

Навигатор для жителей 

На региональном портале госуслуг Подмосковья в 2020 году заработали сразу несколько интерактивных карт: например, карта вакансий, открытых в муниципальных центрах «Мои документы» Подмосковья, а также карта вакансий для медиков, которая включает данные по всем бюджетным лечебно-профилактическим учреждениям Московской области. Карты облегчат поиск работы соискателям, а для работодателей сократят срок подбора необходимого специалиста.

Появилась на портале и интерактивная карта пунктов приема анализов на коронавирус. С ее помощью можно выяснить, в каких ближайших медучреждениях доступно тестирование, и сразу записаться на исследование в удобное время. Отправить запрос на бесплатную прививку от гриппа можно через сервис «Электронная регистратура» — достаточно ввести свой номер полиса, выбрать медучреждение и получить электронный талон на посещение врача.

Также на региональном портале госуслуг работает виртуальный эксперт, который помогает жителям определить список положенных им мер соцподдержки. В зависимости от категории и жизненной ситуации для каждого гражданина определяется свой пакет мер и список инстанций, куда он может за ними обратиться.

Власти стараются реагировать на все вызовы. «Некоторые услуги все еще нельзя получить в цифровом виде. Поэтому в период пандемии мы сделали специальную карту на портале госуслуг, где была видна загрузка того или иного офиса МФЦ. Красным обозначены сильно загруженные офисы, желтым — средняя загрузка, зеленым — свободные центры. Так жители могут сразу видеть, куда лучше пойти, чтобы не попасть в очередь, — говорит министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максим Рымар. — У нас большинство услуг оказываются по экстерриториальному принципу, это значит, что получить услугу можно в любом офисе МФЦ.Кроме того, мы организовали доставку готовых документов из МФЦ курьером. То есть получить ряд услуг можно, оставаясь дома».

Поддержка для бизнеса 

Подмосковные власти также оцифровали и оптимизировали в 2020 году набор услуг для предприятий и предпринимателей. Так, в электронный вид перевели госуслугу по выдаче разрешений с QR-кодом на работу такси (ранее они выдавались на бумажных бланках в МФЦ). Пассажиры могут отсканировать QR-код и проверить действительность разрешения, узнать информацию о перевозчике и автомобиле, обезопасив свои поездки.

Переведена в электронный вид услуга по установке и эксплуатации рекламных конструкций, а также сервис по выдаче справок о наличии на участке особо охраняемых территорий и охраняемых видов растений и животных. Оцифровка позволила сократить срок предоставления сведений: если раньше справку нужно было ждать 30 дней, то теперь — всего одни сутки. Для ее получения необходимо указать только кадастровый номер земельного участка.

С 90 до 70 дней сократился срок онлайн-услуги по получению субсидии для малого и среднего бизнеса. Такая оптимизация дает возможность подмосковным предпринимателям на три недели быстрее получить частичную компенсацию затрат на оборудование, лизинг и на ведение бизнеса в социально значимых сферах.

Через 126 подмосковных МФЦ в офлайне бизнесмены тоже могут получить новые услуги. Например, согласие на сдачу лесных участков в субаренду, за которым раньше заявители должны были обращаться в ведомство. Также в МФЦ начали принимать расчет по страхованию работников от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Раньше малые предприятия, индивидуальные предприниматели и физлица, нанимающие персонал, могли предоставить расчет по страховым взносам только в Фонде социального страхования. Услуга стала доступной благодаря переходу на электронное взаимодействие между МФЦ и ФСС.

Основная цель цифровизации госуслуг — сделать ее удобной для получателя. С 2019 года в Подмосковье на региональном портале госуслуг реализован функционал обратной связи от пользователей. Это значит, что любой заявитель, получив услугу, может оценить ее и оставить отзыв. Все оценки жителей собираются в единую систему, благодаря чему ведомства оценивают эффективность своей работы. Таким образом, сами пользователи влияют на цифровую повестку региона.