В один клик
Материалы выпуска
В один клик Инновации «Цифровые технологии позволяют постоянно быть на связи с жителями» Инструменты «Цифра» призвана упрощать жизнь» Компетенция Добро пожаловаться в соцсети Решения Услуга за услугой Инструменты Цифровой контроль Решения
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

В один клик

Подмосковье выстраивает комфортную среду для жизни и ведения бизнеса с помощью цифровых технологий. Для эффективного диалога с гражданами и предпринимателями власти активно переходят на электронный документооборот.
Фото: Getty Images Russia

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» обозначает прорывное технологическое развитие России до 2024 года. Внедрение новых бизнес-моделей и всеохватная цифровизация должны обеспечить рост производительности труда, эффективности бизнеса, благосостояние граждан и качество государственного управления. Однако для этого необходима трансформация самых разных сфер — от производства и образования до здравоохранения и госуправления. Так, к 2024 году в соответствии с целями нацпрограммы крупнейшие города страны должны быть покрыты связью 5G, а 97% домохозяйств и 100% социально значимых объектов, включая школы, — получить широкополосный доступ в интернет. Значительно упростится взаимодействие с органами власти: 70% госуслуг будут предоставляться в цифровом виде.

Тотальное подключение 

Программа «Цифровая экономика» включает шесть федеральных программ, пять из которых реализуются на территории Подмосковья: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровое государственное управление». К настоящему моменту уже 100% органов госуправления и внебюджетных фондов Подмосковья подключены к интернету: доступ по федеральным нормативам есть у всех областных больниц, 95% школ и 100% детских садов региона, в 1,5 тыс. из них качество подключения в 2020 году улучшилось. Субсидии на новые подключения и повышение качества существующих соединений в этом году получили образовательные учреждения 35 городских округов Подмосковья.

«Основной целью нацпроекта по «Цифровой экономике» является цифровая трансформация. Это не просто красивый термин, это сложная работа по перестраиванию всех процессов в государстве: от медицины и образования до оказания госуслуг. Внедрение информационных технологий поможет упростить многие процессы, сделать их более быстрыми и эффективными, — говорит министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максим Рымар. — Без «цифры» сейчас невозможно представить финансовый сектор — уже существуют онлайн-банки, у которых нет физических офисов, а все услуги оказываются онлайн. Или образовательный процесс. На период пандемии онлайн-обучение стало чуть ли не единственным решением для всей системы образования, когда учебные учреждения были закрыты для посещения. Коснулась «цифра» и управленческих процессов. Большинство совещаний теперь проводятся в формате видеоконференций. И задача государства — сделать так, чтобы плюсы цифровой трансформации ощутили в реальной жизни все жители».

Новые услуги 

Московская область занимала первое место в рейтинге регионов 2018 года по качеству предоставления электронных услуг, подготовленном Минэкономразвития России. По итогам 2019 года она стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» в номинациях «Лучший МФЦ» и «Лучший проект». За эти два года в регионе было оцифровано и оптимизировано более ста госуслуг. К концу этого года в Подмосковье перевели в цифровой вид 194 региональные и муниципальные услуги. Средний срок их предоставления сократился в три раза.

Всего же в регионе предоставляется 453 услуги, из которых 91 — федеральная, 291 — региональная, 71 — муниципальная. Еженедельно рассматривается более 150 тыс. обращений граждан на портале госуслуг Подмосковья, где уже зарегистрированы 6,3 млн пользователей. Обращения и жалобы жителей области принимаются через Единое окно цифровой обратной связи.

Для минимизации очного общения с гражданами и бизнесом власти активно переходят на электронный документооборот. К примеру, в Московской области все отчетные документы по контрактам сегодня принимаются только в электронном виде — через специальный портал исполнения контрактов. Цифровизация значительно упростила контроль за этим процессом, сделав его прозрачным, понятным и удобным для всех участников.

Увеличение доли социально значимых услуг в электронном виде до 95% к 2024 году — одна из ключевых целей нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Настроенное в цифровом виде межведомственное взаимодействие и электронный доступ к базам данных федеральных структур (таких как Росстат, Росстандарт, Росприроднадзор, Росреестр, а также госфонды ПФР, ФСС, ФОМС) позволят гражданам подавать и получать документы в электронном виде, без бумажных заявлений. Однако реализовать цифровую доставку сервисов невозможно без комплексной перестройки и цифровизации множества процессов в ведомствах. В этих целях в рамках регионального проекта по направлению госуслуг в Московской области была разработана целевая модель цифровой трансформации приоритетных — массовых и социально значимых — услуг и сервисов. Сегодня в эту модель входит 137 услуг.

«Во время пандемии на региональном портале госуслуг нами, например, был запущен сервис для помощи врачам. После того как президент ввел надбавки за работу с ковид-пациентами, мы подумали, что неплохо было бы помочь медработникам с расчетами всех этих надбавок, — рассказывает Максим Рымар. — Так, буквально в течение одной недели мы придумали и реализовали онлайн-калькулятор для медиков. Этим сервисом уже воспользовались 75 тыс. раз. С его помощью легко не только узнать подробную информацию по президентским, федеральным и региональным стимулирующим выплатам, но и получить онлайн-выписку по надбавкам. А потом обратиться с ней к работодателю, если есть сомнения, что недоплатили».

Полный контроль 

Для оперативного реагирования на проблемы и получения актуальной информации по всей стране запускаются специальные Центры управления регионом (ЦУР). Такой центр выполняет в круглосуточном режиме функции планирования, мониторинга и контроля управленческих решений. Первый в России ЦУР был придуман и открыт в Подмосковье. В январе 2020 года Центр управления регионом посетил Владимир Путин. Он ознакомился с его работой и поручил создать аналогичные центры во всех субъектах РФ. Сегодня Центр управления регионом Московской области обрабатывает более 80 тыс. обращений в месяц. С помощью технологий власти узнают, что происходит в регионе в определенном месте и в определенное время, оперативно решают конкретные вопросы, а также, увидев красные зоны, могут предотвращать возникновение более масштабных проблем. «В отличие от обычных ситуационных центров, которые реагируют на уже произошедшие изменения, главная задача ЦУРа — анализ процессов и работа на недопущение, чтобы негативных ситуаций не происходило и все шло без сбоев», — говорит Максим Рымар. Сейчас центр, по его словам, представляет собой межведомственную рабочую группу: это 122 сотрудника из 27 ведомств, которые распределены по 12 профильным блокам: медицина, образование, соцзащита, транспорт и дороги, ЖКХ, экология, строительство, госуслуги и МФЦ, СМИ, безопасность, «Мой бизнес», нацпроекты. В каждом из этих блоков есть курирующие сотрудники, по сути — контролеры качества работы своих ведомств, которые выстраивают процессы решения тех или иных проблем. ЦУР стал своеобразной инновацией в системе работы с обращениями граждан.

Помимо единого ЦУРа губернатора, в Московской области были созданы также муниципальные центры управления регионом (МЦУР), чтобы оперативно решать проблемы жителей на локальном уровне и осуществлять мониторинг социально-экономической ситуации в муниципалитете. Такие центры с 2019 года работают во всех 63 городских округах Подмосковья. В каждом из них сформированы четыре профильных блока: жилищно-коммунальное хозяйство, дороги и транспорт, медицина, образование.

Для обеспечения высокого уровня безопасности в ЦУРе Московской области в 2019 году была создана защищенная сеть более чем на 5 тыс. абонентов. Внедрено более 1,9 тыс. средств защиты, аттестована 71 государственная информационная система (ГИС) и заблокировано свыше 110 тыс. вирусов — в рамках реализации регионального проекта «Информационная безопасность». В минувшем сентябре Московская область возглавила рейтинг субъектов Центрального федерального округа по уровню обеспечения защиты информации, подготовленный Управлением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России по ЦФО.

Уроки цифровизации 

Помимо развития цифровой инфраструктуры и доступных сервисов, нацпрограмма сфокусирована на повышении цифровой грамотности населения. Это подразумевает обучение знаниям и навыкам, необходимым для эффективного и безопасного использования современных технологий, включая облачные технологии, машинное обучение и кибербезопасность.

Например, федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» ставит целью обеспечить к 2024 году выпуск не менее 800 тыс. студентов вузов и колледжей с ключевыми компетенциями в области ИТ и новых цифровых технологий. 40% россиян пройдут различные программы повышения цифровой грамотности — не менее 10 млн человек.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с 2018 года в подмосковных школах реализуется Всероссийская образовательная акция.

«Урок цифры» — цикл занятий информатики с практической тренировкой навыков программирования. По их итогам различные цифровые навыки приобрели почти 1,5 млн школьников региона. Уроки проводятся Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика».

Московская область участвует в федеральной грантовой поддержке талантливых школьников, проявивших особые способности и достижения в области математики, информатики и цифровых технологий. Поддерживаются и школы с лучшими результатами в этих же дисциплинах — в целях распространения успешного опыта.