— Как вы оцениваете рынок недвижимости и его перспективы?
— Строительство — актив, который является локомотивом нашего бизнеса. Компания «Неометрия» (входит в Alias Group) строит жилье, торговые и промышленные объекты в Краснодарском крае, Ростовской области, Москве. По нашим оценкам, строительство в этих регионах будет актуально по меньшей мере на горизонте ближайших десяти лет.
Покупательная способность населения сегодня позволяет реализовывать новые девелоперские проекты. Угроз для строительной отрасли, которые были в 2008 году, в частности кризиса спроса, нет. В начале этого года наблюдался даже некоторый перегрев рынка. Темпы роста на первичном рынке жилья во втором квартале в годовом выражении, по данным Центробанка, достигли 20,6%. Но рынок стабилизируется, идет некоторый откат цен. Ситуация на рынках нашего присутствия с точки зрения внешних условий нам, как инвесторам, нравится.
Другое дело, например, административно-правовое регулирование рынка недвижимости. В каждом регионе оно свое, есть свои особенности градостроительной политики, нет единой схемы, алгоритма работы. Это сдерживает масштабирование строительного бизнеса, выход девелоперов в другие регионы. Особенно критичны для бизнеса факты отзыва уже выданных разрешений на строительство, на получение которых уходит несколько лет и серьезные средства.
— Пандемия способствовала росту спроса на недвижимость на юге России, в Сочи в частности. Это стимулирует вашу инвестиционную активность в регионе?
— Переход россиян на дистанционный формат работы дал новый импульс развитию городов на юге России. Людям больше не нужно выбирать между комфортными климатическими условиями жизни и работой. Спрос на недвижимость в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сочи рос с прошлого года и остается достаточно высоким.
Сохраняющиеся ограничения на отдых за границей также стимулируют рынок недвижимости на Черноморском побережье. Причем людям, которые сегодня приезжают в Сочи не только отдыхать, но и работать на удаленке, нужна вся соответствующая инфраструктура — транспорт, офисные помещения, кафе, школы, детские сады, больницы, гостиницы. Администрация города заинтересована в развитии инфраструктуры, ведь это напрямую влияет на туристическую привлекательность территории и темпы ее экономического развития. Пандемия показала, что Сочи — южная столица страны. И сегодня городская администрация активно работает над развитием в городе социальной инфраструктуры.
С июля 2021 года в городе введен двухгодичный мораторий на застройку многоквартирных домов. Мы завершаем и сдаем уже строящиеся жилые объекты. И конечно, ждем новый генеральный план, потому что нам интересно не просто возводить объекты жилой недвижимости, а комплексно развивать территории с соответствующей социальной инфраструктурой, парками, набережными и прогулочными зонами.
Индивидуальное жилищное строительство — еще одно новое и интересное для нас направление. В 2020 году, по данным агентства Golden Brown Group, спрос на загородную элитную недвижимость в Сочи вырос на 97% по сравнению с 2019 годом.
Кроме того, компании интересно строительство гостиничных объектов. Например, мы уже получили разрешение и нашли финансового партнера для строительства гостиницы на 1,8 тыс. номеров в городе Сочи. При выборе территории для реализации проекта важны его экологичность и транспортная доступность. Под гостиницу в Сочи мы выбрали уникальную с этой точки зрения территорию, имеющую огромную ценность. Кроме того, мы подбираем площадки для строительства офиса класса «А» и сети ресторанов.
— В какие еще отрасли и направления вы готовы инвестировать?
— В первую очередь мы ориентируемся на проекты, которые призваны сделать жизнь людей лучше, питание — качественнее. Поэтому нас привлекает сфера сельскохозяйственной переработки и производства продуктов питания.
Тем более политика правительства, направленная на импортозамещение и поддержку отрасли, способствует развитию этих секторов.
Краснодарский край — один из ведущих регионов России по производству и переработке сельхозпродукции и поставкам продовольствия. В частности, мы спроектировали завод по производству макаронных изделий и в ближайшее время приступим к реализации этого проекта в Краснодаре.
Наши интересы лежат в области информационных технологий. Прежде всего нас интересует инфраструктура для хранения данных. С ростом объемов больших данных растет и спрос на их хранение и обработку. По нашей оценке, рынок достаточно емкий, а сервис востребованный. Мы, например, планируем строительство центров обработки данных (ЦОД) в крупных городах России, таких как Сочи и Краснодар.
Будущее также за развитием платежных сервисов. Дело в том, что наш бизнес на практике сталкивается с разными проблемами в области финансового и платежного обслуживания. В их решении мы видим возможности для развития новых финтех-проектов, нам интересно вкладывать в перспективные стартапы в этой области.
— О каких объемах инвестиций идет речь?
— В строительство фабрики по производству макаронных изделий мы планируем инвестировать порядка 8 млрд руб. в ближайшие два-три года. Приблизительно столько же компания вложит в строительство ЦОД в ближайшие пять лет. Общий объем инвестиций в гостиничный проект в Сочи составит порядка 20 млрд руб. Это если говорить о проектах в активной проработке.
— В чем организационная особенность инвестиционной компании, для чего была нужна реструктуризация бизнеса в инвестиционную группу?
— Все изменения начинаются с идеи. Но, чтобы воплотить ее в реальность, необходимо изменить структуру компании — иначе с места не сдвинуться. Поэтому в этом году мы создали инвестиционную компанию, сформировали команду топ-менеджмента, который будет концентрироваться на новых направлениях. Бизнес Alias Group основан на принципах справедливого подхода и ответственности компании за взятые обязательства, заботы о физическом и эмоциональном благополучии сотрудников, а также поддержке их стремлений к новым знаниям.
Основным капиталом компании являются люди с необходимыми прокачанными компетенциями. Поэтому мы вкладываем в развитие собственной команды. Удаленные форматы работы способствуют привлечению в команду высококвалифицированных специалистов из разных регионов. Мы готовы активно работать с молодым поколением: помогать детям своих сотрудников в выборе профессии, организовывать обучение или производственную практику. Такой подход позволяет лучше понимать потребности юного поколения, становиться для них привлекательным работодателем. Мы готовы сделать их частью компании.