Еще во время пандемии стало понятно, что глобальные цепочки поставок дают сбой, тогда же наметилось стремление промышленных предприятий к автономности и локальному самообеспечению.
В 2020 году, в частности, в ряде отраслей производители были вынуждены останавливать конвейеры именно из-за невозможности получить импортное сырье. Местные поставщики стали главным фактором стабильности производства.
Это стало началом для отказа от модели локализации, основанной на поставках комплектующих и компонентов в приближенные к рынкам сбыта места финальной сборки.
Окончательно разрушил эту модель 2022 год — новые санкционные границы сделали невозможными или затруднили поставки в Россию целого ряда компонентов. При этом на мировой карте все четче проявляются очертания новых международных транспортных коридоров, соединяющих Россию с дружественными странами.
Фундаментальные сдвиги наметились во всех сферах экономики, и индустриальные парки не стали исключением.
Вынужденное ускорение импортозамещения потребует быстрого разворачивания производственных мощностей внутри России, а также в дружественных странах — на пути прохождения международных транспортных коридоров. И именно индустриальные парки становятся главной площадкой для локализации и фактором успеха инвестиционных проектов. Наличие готовых площадей и инфраструктуры — сама суть индустриальных парков — обеспечит сокращение сроков реализации промышленных проектов.
Профессиональные управляющие компании индустриальных парков избавляют производственников от ненужных рисков и непрофильной деятельности — создания внешних инженерных сетей, подключения к электричеству, газу, системам водоснабжения и водоотведения.
Нужно отметить, что в целом резких колебаний в работе промышленных парков и особых экономических зон (ОЭЗ) в этом году не произошло, как и во время кризиса 2014 года, и во время пандемии. Подавляющее большинство предприятий в индустриальных парках и ОЭЗ продолжают бесперебойную работу. Единичные остановки производства носили временный характер и были связаны либо со сменой поставщиков компонентов и комплектующих, либо с изменением корпоративной структуры управления.
В 2021 году заполняемость парков увеличилась на рекордные 10 процентных пунктов и составила 65%. На фоне динамичного роста новых площадей это говорит о превышении спроса над предложением — с 2013 года общая площадь индустриальных парков в России увеличилась в 2,5 раза, в то время как площадь заполненных площадей в 3,1 раза. Предварительные данные текущего года говорят о сохранении тенденции.
Растущий на фоне падения импорта спрос на локальную продукцию, а также запертый в стране капитал создают предпосылки для дальнейшего роста российских инвестиций в производства и, соответственно, спроса на готовые площади в индустриальных парках и ОЭЗ.
Очевидно, что стране потребуются и новые технологические партнеры, поставщики оборудования, компонентов и комплектующих. Мировая карта промышленной кооперации сильно меняется. Новыми факторами, определяющими развитие промышленной инфраструктуры, станут международные транспортные коридоры Север — Юг, а также Восточное, Черноморское и Каспийское направления. Именно здесь будет наиболее востребовано создание производственных и складских площадей в ближайшие годы. Ассоциация индустриальных парков России оказывает регионам методическую помощь в вопросах создания новых индустриальных парков в стратегически важных направлениях.
Появятся под управлением российских управляющих компаний и промышленные площадки за рубежом, в дружественных странах.
Так, уже открыт частный индустриальный парк «ЧирЧик» в Узбекистане, проектируется российская промышленная зона на главной транспортной артерии мира — Суэцком канале. Кроме того, ведется работа по формированию Международного альянса индустриальных парков дружественных стран, в рамках которого будет осуществляться координация поставок и выстраивания цепочек промышленной кооперации.