Решения , Весь мир ,  
0 

Узелок развяжется

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Темпы развития транспортного комплекса Московской области за последние несколько лет значительно ускорились. Связано это как со сменой руководства региона, так и с поставленными президентом задачами: подготовить область к Чемпионату мира по футболу 2018 года и удвоить строительство дорог к 2022 году. В непростых экономических реалиях властям нужно Найти инвесторов для строительства дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

В 2011 году решением правительства РФ был создан координационный совет по развитию Московского транспортного узла — распределитель финансовых средств между Подмосковьем, Москвой и РЖД для решения накопившихся транспортных проблем. В последние 15 лет Московская область развивалась в условиях хронического недофинансирования, и ее транспортный комплекс из-за этого находился в плачевном состоянии. К 2011 году лишь 3% областных трасс были четырехполосными, большинство дорог работало в режиме перегрузки, а электрички ходили переполненными. Параллельно с этим интенсивно увеличивалось население региона и рос объем грузоперевозок. Проблемы усугублялись высоким уровнем маятниковой миграции между Москвой и Подмосковьем (порядка 1,2 млн человек в сутки) и городами Московской области (140 тыс. человек в сутки).

Ситуация изменилась пять лет назад. В 2010–2012 годах в Москве и Московской области сменилось руководство: губернатором Подмосковья стал Андрей Воробьев, мэром столицы — Сергей Собянин. Президент Владимир Путин поставил перед ними задачу решить накопившиеся в московском регионе проблемы. Тем более что в 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу, который, по сути, станет стресс-тестом для транспортного комплекса всей столичной агломерации. Для решения всех поставленных задач в Московской области была принята пятилетняя госпрограмма «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» с финансированием в объеме около 500 млрд руб.

Путепроводы вместо шлагбаумов

70% перевозок в Московской области приходится на автомобильный транспорт. Основные артерии Подмосковья — это вылетные федеральные трассы и два бетонных кольца А107 и А108. Это одновременно плюс и минус. С одной стороны, Росавтодор активно развивает свои магистрали (почти завершилась реконструкция Новорижского шоссе, активно реконструируется Ярославское). Госкомпания «Автодор», в свою очередь, готовится запустить к 2018 году важную для Москвы и области 500-километровую Центральную кольцевую автодорогу. С другой стороны, если федеральная трасса по какой-то причине «встает», то альтернативных способов добраться из одного подмосковного города в другой немного. Хотя по плотности дорожной сети Московская область занимает лидирующее место среди российских регионов, 70% из 38 тыс. км дорог находятся в ненормативном состоянии, 20% из них — перегружены.

Уже ведется строительство 23 объектов. Основные усилия брошены на решение главной проблемы — ликвидацию точек пересечения железнодорожных путей с автодорогами. Переезды со шлагбаумами — эхо советской эпохи — провоцируют огромные пробки. «В Московской области из-за железных дорог целые территории оказываются изолированы, как острова. Чтобы выехать, нужно-либо стоять на переезде по два часа, либо ехать несколько километров в объезд, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Поэтому для дорожной сети Московской области переезд важнее, чем целая новая дорога».

В последние годы ситуация осложнилась из-за интенсивной автомобилизации и увеличения количества электропоездов, которые ежедневно принимают подмосковные станции. Проблема требовала решения, и два года назад губернатор Андрей Воробьев утвердил проект «Свободный переезд», в рамках которого будут построены 17 путепроводов (12 уже строятся).

Общий объем финансирования программы — 63 млрд руб. В конце 2014 года открыли переезд в Хлебниково, разгрузивший Дмитровское шоссе, в начале 2015 года — рабочее движение по правой половине путепровода на 33 км Можайского шоссе у платформы Петушково. Всего в 2015 году вступят в строй еще пять — в Ступино, Михнево-Жилево, на 20-м километре Носовихинского шоссе, около платформы Новодачная в Долгопрудном.

Одновременно с этим в соответствии с поручением президента РФ перед подмосковными властями стоит задача удвоить объемы дорожного строительства к 2022 году. По программе развития транспортного комплекса должны быть построены новая дорога, соединяющая МКАД со Сколково, южный обход Подольска и ряд транспортных развязок. Трасса в обход поселка Авиационный в Домодедовском районе уже строится: работы синхронизированы с реконструкцией федеральной А105 (Москва — Домодедово). Несмотря на сокращение расходов на дорожные объекты, запланированное Росавтодором, количество строящихся областных объектов останется прежним, говорят в Главном управлении дорожного хозяйства (ГУДХ) Московской области. Параллельно с этим выполняется программа по переводу к 2018 году 370 км грунтовых дорог в дороги с твердым покрытием. Половина из них реконструируется по технологии стабилизации грунта.

Инвестиции против пробок

Из средств 2015 года Подмосковью выделено на дорожное строительство 36,2 млрд руб., в 2016–2018 годах, согласно программе, ожидается выделение еще 64 млрд руб. Но уже сейчас понятно, что бюджетных денег на все необходимые для Подмосковья объекты не хватит, особенно в текущих экономических реалиях. Поэтому власти Московской области рассматривают вариант привлечения частных инвестиций для строительства платных путепроводов через железную дорогу. Для этого нужно найти схемы, которые, с одной стороны, могли бы обеспечить нужную доходность для инвестора, с другой — позволили бы решить транспортные проблемы и установить приемлемую для жителей цену.

В качестве первых проектов рассматриваются четыре путепровода, которые могут быть построены уже в 2017 году: в поселке Правдинский, микрорайоне Востряково города Домодедово, Балашихе и Кубинке. Выбор пал именно на эти переезды, поскольку они расположены на самых загруженных направлениях железной дороги. Текущий уровень трафика в этих местах крайне высок: переезд на Востряково — это 17–18 тыс. автомобилей и 440 минут суммарного ожидания открытия шлагбаума ежесуточно, переезд в Кубинке — 10 тыс. машин в сутки и 550 минут ожидания. По словам начальника ГУДХ Константина Ляшкевича, в ближайшем будущем железнодорожное сообщение в этих местах будет развиваться — увеличится количество путей, парность поездов, появится высокоскоростное сообщение. Иными словами, периоды ожидания открытия шлагбаума на переездах для водителей будут только увеличиваться.

По данным министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева, стоимость возведения одного путепровода в области может превышать 1 млрд руб.; по оценке Михаила Блинкина, в периферийных районах области цена объекта может опускаться и до 300 млн руб. Если платная дорога — сложный, долгоокупаемый объект с ограниченным участием частного капитала стоимостью $3–4 млн за 1 км с одной полосой, -то платный переезд — это коммерческий проект для частного инвестора с довольно понятной экономикой, который могут «потянуть» даже небольшие компании, считает Блинкин. «Построить переезд можно за один строительный сезон, который окупается при трафике 10 тыс. автомобилей в сутки довольно быстро, — говорит он. — Строительство ведется только на частные деньги, так что и тариф за проезд может быть довольно высоким в отличие от платных дорог. Поскольку потребность населения в переездах высока, -то платить водители будут». Для реализации проекта область заключает с инвесторами концессионные соглашения на срок 10–25 лет, на каждый объект требуется примерно 7–10 млрд руб., при этом предполагаемый срок окупаемости переезда — от шести до восьми лет, говорит Денис Буцаев.

Экономически обоснованный тариф в нынешних условиях варьируется от 35 до 50 руб., но его вводить нельзя, отмечает Буцаев. «По данной причине рассматривается и финансовое участие Московской области в этих проектах, чтобы можно было снизить объем частного финансирования, норму доходности частного инвестора в проекте и, как следствие, уменьшить тариф до 25–30 руб.», — поясняет министр. Поэтому вторая очередь переездов — это еще 10–12 путепроводов — будет построена при условии государственного софинансирования на 30–40%. В общей сложности до 2018 года в области планируется возвести 30–50 объектов. Возможность финансирования строек ранее рассматривал Среднерусский банк Сбербанка России, интерес к ним есть и со стороны «Стройтрансгаза» и других компаний. С учетом путепроводов на федеральных дорогах всего на территории московской агломерации будет реконструировано 92 объекта, на эти цели выделят 222,7 млрд руб.

На условиях ГЧП Московская область планирует построить не только переезды, но и собственные платные дороги-либо ввести на них частичный платный проезд по низким тарифам. Идет проработка проектов по эксплуатации в платном режиме автодорог Лыткарино — Железнодорожный и Пятницкого шоссе на участке Митино — ЦКАД.

«Легкое метро» вместо электричек

Второе стратегическое направление — модернизация пригородного сообщения. В настоящее время на Московскую область приходится 62% общероссийских пассажирских железнодорожных перевозок. 24% всех пассажироперевозок в регионе осуществляется с помощью железных дорог. Вместе с тем имеется ряд накопившихся проблем, основная из них — нехватка железнодорожных путей, в результате отдельные линии перегружены в полтора раза. На данный момент РЖД реализуют программу с финансированием в объеме 236 млрд руб. по строительству до 2020 года 14 дополнительных путей суммарной протяженностью 123 км на десяти направлениях железной дороги.

В первую очередь новые ветки построят на самых перегруженных направлениях — Ярославском и Ленинградском. В результате пригородный пассажиропоток, как ожидается, увеличится на 38% (наибольший прирост — с 123 млн пассажиров в год до 169 млн ожидается на ярославском направлении). Для обслуживания новых пассажиров перевозчики закупят примерно 120 новых вагонов.

Второй проект, областной, — строительство хордовых веток легкорельсового транспорта (ЛРТ; в народе — «легкое метро») между городами и населенными пунктами Подмосковья, что позволит разгрузить радиальные направления железной дороги на 15% и сократить время передвижения между региональными городами в два-три раза. Конкурс на разработку концепции ЛРТ будет объявлен в мае 2015 года, сейчас готовится техническое задание, заявил Денис Буцаев. Общая протяженность новой транспортной системы,

по предварительным планам, составит 245 км, сеть может включить в себя 45–50 станций. Идея проекта проста: соединить крупные подмосковные города, аэропорты московского авиаузла.

На данный момент, говорит зампред правительства Московской области Петр Иванов, проработан один участок ЛРТ: 55-километровая южная хорда. Она соединит Подольск, аэропорт Домодедово и Раменское.

Суммарный объем инвестиций в проект оценивается в 250 млрд руб.: примерно 300 млн руб. выделят Московская область и Минтранс, остальные средства планируется привлечь за счет частных инвестиций. Экономически эффективный поток для инвестора, вкладывающего деньги в ЛРТ, — 3,5 тыс. пассажиров в сутки, говорит министр транспорта Московской области Александр Зайцев. Это существенно ниже, чем потенциал южной и восточной хорд (4,8–10 тыс. и 5,4–9,9 тыс. пассажиров в сутки соответственно), таким образом, проекты эти должны заинтересовать инвесторов.

«Намечается широкий спектр партнеров, с которыми Подмосковье будет работать, в том числе компании, которые уже реализовывали подобные проекты во Франции, Германии, Испании», — заявил Петр Иванов. Президент российского представительства Siemens Дитрих Меллер уже заявил, что компания намерена участвовать в тендерах на поставку трамваев. Предварительный срок начала строительства первой ветки — 2017 год, запуск в эксплуатацию — 2022-й.

Еще один проект — это надземная транспортная скоростная система «Стрела», чем-то напоминающая московский монорельс, при этом вагон перемещается в подвешенном состоянии. Пилотный проект такой системы будет реализован в подмосковных Химках — с помощью «Стрелы» город соединят со станцией московского метро «Планерная». Реализация проекта потребует инвестиций в размере около 5 млрд руб., деньги поступят также из внебюджетных источников. По словам главы администрации Химок Владимира Слепцова, 7,5-километровую ветку начнут стоить в 2015 году, а закончат ориентировочно в 2018 году. Ее пропускная способность составит 40 тыс. пассажиров в сутки.

«Инвестиции в строительство легкого метро привлечь сложнее, — говорит Михаил Блинкин. — В отличие от платных переездов это более сложный проект, рассчитанный на долгий срок окупаемости. В текущей ситуации будет проще найти инвесторов на несколько простых и локальных объектов, чем на один масштабный». Но реализация даже небольших объектов тоже может быть сопряжена с рядом сложностей. По мнению Михаила Блинкина, строительство новой транспортной системы от Химок до Москвы может упереться в нежелание столичных властей разрешать стройку вблизи и без того перегруженного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) рядом со станцией метро «Планерная». «Жители Химок и сейчас доезжают к «Планерной» на куче маршруток или на машинах, забивая ими все окрестные территории, — добавляет он. — Поэтому я бы подумал, что лучше: подвести к метро новую удобную линию рельсового транспорта или оставить все как есть».

Оставь машину всяк сюда входящий

Строительство и реконструкция автомобильных дорог автоматически стимулирует граждан к покупке машин. В итоге получается замкнутый круг: новые автомобили забивают недавно расширенные дороги. Поэтому перед правительством Московской области стоит задача сделать так, чтобы пробок стало меньше, при этом граждане активнее пользовались бы общественным транспортом.

Для подвоза пассажиров к электричкам и легкому метро применяется уже отработанная в других регионах система транспортно-пересадочных узлов. Личный автомобиль можно будет оставить на стоянке рядом со станцией за символическую плату, но только в том случае, если водитель воспользуется электричкой или автобусом. Часть ТПУ появится около автобусных станций. Первоочередные узлы расположены на 16 станциях, общая же программа по строительству ТПУ в области включает в себя 120 объектов. Строятся и перехватывающие парковки без привязки к станциям: 12 из них появятся до 2018 года. В общей сложности к 2020 году должны быть возведены 211 стоянок общим объемом 55,3 тыс. машино-мест.

В программе по развитию транспортного комплекса Подмосковья на строительство ТПУ заложено 17,5 млрд руб., на строительство перехватывающих парковок — еще 120 млн руб., 29 ТПУ могут быть построены за счет инвесторов, говорит Петр Иванов.

Транспорт на перспективу

Относительно новый, но уже активно развивающийся вид транспорта в Московской области — вертолетный. Здесь у Подмосковья явное преимущество перед столицей, где полеты на низкой высоте запрещены. На данный момент на территории региона находится 17 посадочных и 60 вертолетных площадок, построенных на частные средства. До 2020 года, заявил министр транспорта Московской области Александр Зайцев, будет построено еще 40 площадок: 14 будут расположены около МКАД, десять — в местах пересечения будущей ЦКАД с радиальными автомагистралями (Дмитровским, Ярославским, Киевским шоссе и др.), 25 — в районных центрах Московской области (Балашихе, Воскресенске, Дмитрове, Домодедово).

«В зависимости от марок легких вертолетов их вместимость варьируется в пределах от двух до восьми человек, — объяснил Александр Зайцев. — Минимальная цена летного часа — 25 тыс. руб. Перевозка обычных пассажиров будет целесообразна при снижении стоимости летного часа. Только в этом случае можно говорить о вертолетном сообщении как полноценном пассажирском транспорте». Еще один перспективный вид транспорта для Московской области — водный, но пока его доля в общем объеме пассажироперевозок слишком мала (около 0,5%): он используется в основном для туристическо-экскурсионных целей, однако и его потенциал правительство Подмосковья планирует раскрыть в полной мере.


Дорожное хозяйство Подмосковья

39,1 тыс. км — общая протяженность автомобильных дорог Московской области, из них:
2,1 тыс. км имеют статус федеральных;
22,4 тыс. км — муниципальные дороги местного значения;
14,6 тыс. км — региональные автодороги.

Федеральные дороги области находятся в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и госкомпании «Автодор». Муниципальными дорогами заведуют органы местного самоуправления.

На сегодня в Московской области насчитывается 182 муниципальных образования. Содержанием региональных дорог занимаются Главное управление дорожного хозяйства Московской области и подведомственное ему ГБУ «Мосавтодор». Основными региональными трассами в пределах области являются Волоколамское, Носовихинское, Егорьевское, Рязанское, Малинское, Володарское, Каширское, Можайское, Пятницкое, Рогачевское и Староярославское шоссе.


Объекты строительства и реконструкции
(проекты, реализуемые в рамках госпрограммы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса»)

1. Путепровод через ж/д у пл. Хлебниково в г. Долгопрудный
2. Путепровод через ж/д на 1-м км автодороги Ступино — Городище — Озеры
3. Путепровод через ж/д в г. Павловский Посад
4. Путепровод через ж/д на 33-м км Можайского шоссе у пл. Перхушково (Одинцовский район)
5. Путепровод через ж/д на 20-м км Носовихинского шоссе (Ногинский район)
6. Подъезд к д. Марфино в Одинцовском районе, Сколково
7. Транспортная развязка автомобильной дороги с пересечением в разных уровнях ж/д путей
на 87-м км перегона Михнево — Жилево Московской железной дороги
8. Путепровод через ж/д у пл. Новодачная в г. Долгопрудный (Мытищинский район)
9. Реконструкция Старосимферопольского шоссе на участке 43–48-й км в Подольском муниципальном районе («Южный обход г. Подольска»)
10. Транспортная развязка в одном уровне кольцевого типа на пересечении дорог А101 Москва — Малоярославец — Рославль и «Южный обход г. Подольска»
11. Завершение реконструкции Лихачевского шоссе в Долгопрудном
12. Автодорога «Южный обход г. Подольска»
13. Автодорога «Обход поселка Авиационный» в городском округе Домодедово
14. Транспортная развязка на пересечении Лыткаринского шоссе и магистрали М5 «Урал» в Люберецком районе
15. Автодорога от транспортной развязки на 14-м км МКАД на участке от эстакады через ж/д и Дзержинское шоссе до транспортной развязки на 21-м км магистрали М5 «Урал»
16. Примыкание к автомобильной дороге М1 «Беларусь» (левая сторона, 17-й км) для организации подъезда к инновационному центру «Сколково»
17. Реконструкция транспортной развязки на 19-м км Можайского шоссе, Сколково
18. Подъезд от 52-го км МКАД к Сколково
19. Путепровод у пл. Головково
20. Путепровод через ж/д в г. Долгопрудный, пл. Водники
21. Путепровод через ж/д на 1-м км автодороги Чехов — Попово
22. Путепровод через ж/д на 4-м км автодороги Москва — Бородино — Тучково (Рузский район)
23. Путепровод через ж/д у пл. Фирсановка (Химки)

Узелок развяжется

Компетенция Пересадка со всеми удобствами
Скачать Содержание
Закрыть