Инновации , Весь мир ,  
0 

Перевод «Стрелки»

Фото: Денис Трудников
Фото: Денис Трудников
Свыше 1,5 млн поездок, более 62 тыс. проданных карт, 14,5 тыс. пользователей мобильного приложения. Это первые результаты работы транспортной карты «Стрелка» за два с половиной месяца после ее запуска в Московской области. Впереди интеграция с транспортной системой столицы и подключение к «Стрелке» новых муниципальных и частных перевозчиков.

С 1 февраля 2015 года в 40 населенных пунктах Подмосковья начались продажи единой транспортной карты для безналичной оплаты поездок в общественном транспорте. Московская область — единственный регион, где подобный проект государственной важности осуществляется на средства частных инвесторов. Инвестиционный договор был подписан правительством Московской области, государственным унитарным предприятием «Мострансавто» и ОАО «Универсальная электронная карта». Планируется, что прибыль от проекта за семь лет покроет расходы на создание и функционирование системы, после чего все наработки по «Стрелке» будут переданы правительству Московской области.

«Ни в одной стране мира нет такого опыта, как у нас. Проект реализуется на значительной территории — все Подмосковье, около 45 тыс. кв. км, более 7 млн жителей. Это разные муниципальные образования, имеющие различия в нормативных и законодательных документах, несколько тарифных зон: внутригородские, межсубъектные, междугородние. Иногда «Стрелку» сравнивают с московской картой «Тройка», но сравнение это не совсем корректно: «Тройка» вводилась на территории одного субъекта, в котором действует единая тарифная сетка», — объясняет генеральный директор ГУП МО «Мострансавто» Вадим Сидоренков.

«Стрелка» — неперсонифицированная карта, стоит она 200 руб., при этом 80 руб. — залог за саму карту, а 120 руб. можно сразу использовать для покупки билетов. Пассажир пользуется картой как электронным кошельком в общественном транспорте. Чтобы оплатить проезд, необходимо поднести «Стрелку» к валидатору кондуктора или терминалу на входе. Принцип работы системы: чем чаще пассажир использует карту, тем дешевле ему обходится проезд. Так, начиная с 11-й поездки стоимость одного проезда уменьшается на 2 руб., с 21-й — на 4 руб. и т. д. При совершении более 51 поездки в расчетный период (30 календарных дней) пассажир получает максимальную скидку 10 руб. на каждый следующий билет по карте. То есть использование «Стрелки» позволяет покупать билет почти на треть дешевле, чем у водителя автобуса, — с 28 руб. стоимость поездки может снизиться до 18 руб. По окончании 30 дней все накопленные поездки обнуляются и начинается новый расчетный период накопления.

«Наиболее активно «Стрелку» покупают пассажиры Коломны, Химок и Видного», — рассказал директор департамента маркетинга и коммуникаций федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта» Андрей Нестеров. С начала апреля к системе присоединились новые перевозчики, и теперь владельцы «Стрелки» могут с ее помощью оплачивать проезд в троллейбусах, транспортных средствах муниципальных и частных перевозчиков в таких городах, как Химки, Видное, Дзержинский, Протвино, Дубна, Щелково, Серпухов и Чехов. К концу апреля к системе подключатся еще 10 муниципальных и частных перевозчиков. С мая карта «Стрелка» будет приниматься к оплате и в трамваях, рассказал Нестеров.

По словам гендиректора «Мострансавто», в других странах на реализацию подобных проектов уходило от года до полутора лет. «Мы подписали инвестиционный контракт в конце ноября 2014 года, а поездки с использованием «Стрелки» стартовали уже 1 февраля 2015 года. Таким образом, у нас на внедрение, обучение, тестовую эксплуатацию и запуск было меньше двух месяцев. Поэтому наш опыт эксперты Международного союза общественного транспорта признали уникальным», — отметил Сидоренков.

Сейчас оплатой проезда с помощью карты «Стрелка» пользуются около 5% пассажиров Подмосковья. Они могут пополнить карту любым удобным способом: в киосках «Мострансавто», в салонах «Евросети», через электронный кошелек «Яндекс. Деньги», с помощью мобильного приложения проекта, в банкоматах и терминалах, онлайн-сервисе Сбербанка. «Эти возможности были предусмотрены нами заранее, так как поставить пункты оплаты или павильоны с кассиром на 21 тыс. остановок, расположенных на территории Московской области, нереально», — объясняет Вадим Сидоренков. Чаще всего, по данным ОАО «Универсальная электронная карта», пользователи пополняют «Стрелку» через сервис «Яндекс. Деньги» и в салонах связи «Евросети» — это около 50% всех платежей. Около 30% платежей проходит через сервисы Сбербанка, 17% — через личный кабинет и мобильное приложение «Стрелка».

По словам Вадима Сидоренкова, система действует в тестовом режиме, поэтому пока не везде все гладко: «Случаются сбои со списанием суммы поездки, с оборудованием. Но каждый такой случай — предмет для серьезного совместного разбирательства с разработчиками, кондукторами, техническими специалистами, что приводит к улучшению работы системы».

Переход на «Стрелку» обеспечил учет оплаченного проезда, соответственно увеличив доходы перевозчиков. Кроме того, система позволяет создать базу данных о перевозках, поведенческих привычках пассажиров, благодаря чему можно анализировать маршруты, отслеживать пассажиропотоки и качественно планировать перевозки. «В перспективе мы ожидаем, что порядка 50% оплаты проезда от всех перевозок «Мострансавто» будут поступать по безналичному расчету», — говорит гендиректор «Мострансавто». — Переход на безналичную оплату позволит обеспечить контроль и прозрачность денежных потоков в системе общественного транспорта».

По словам директора департамента маркетинга и коммуникаций компании «Универсальная электронная карта» Андрея Нестерова, в настоящее время рассматривается механизм взаимной интеграции «Стрелки» со столичной картой «Тройка»: «Мы прорабатываем возможность перекрестной записи транспортных приложений единой транспортной карты Подмосковья «Стрелка» и единой транспортной карты Москвы «Тройка». Кроме того, наша компания сейчас активно работает в 15 субъектах федерации.

В рамках этой работы в ближайшем будущем планируется, что жители близких к московскому регионов могли бы использовать региональные транспортные карты не только внутри области, но и за ее пределами. Например, при поездках в Москву и Подмосковье».


Умные карты       

Системы электронных карт для проезда в общественном транспорте используются во всем мире. Например, в Лондоне действует смарт-карта «Ойстер» (Oyster), которая позволяет экономить на проезде в метро, трамваях, автобусах и пригородных поездах. На лондонский «Ойстер» могут быть записаны проездные билеты на определенный срок — например, проездной на автобус на неделю или месяц. Смарт-карту нужно прикладывать к валидатору дважды, в начале и в конце поездки: система должны быть в курсе передвижений пассажира, чтобы списывать средства с баланса карты. Пассажир, забывший это сделать, рискует заплатить полную стоимость проезда по выбранному направлению плюс штраф.

В некоторых городах мира смарт-карты представляют собой персонифицированные абонементы. Например, для оформления карты Pass Navigo Decouverte в Париже необходимо предоставить две фотографии и заполнить анкету.
 

Инновации Одним взглядом
Скачать Содержание
Закрыть