Компетенция , Весь мир ,  
0 

Пересадка со всеми удобствами

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Население Московской области перешагнуло семимиллионную отметку пять лет назад. Полтора миллиона из этих семи ежедневно ездят на работу в Москву — на электричках, автобусах и автомобилях. С каждым годом путь в столицу становится сложнее: от увеличения времени проезда из-за пробок на дорогах до усилившейся загрузки пригородных поездов. В попытке справиться с надвигающимся коллапсом правительство Московской области решило развивать легкорельсовый транспорт и поощрять пересадки с помощью транспортно-пересадочных узлов.

Необходимость выстроить скоростное сообщение между столицей и областью назрела давно: население города превысило популяцию Подмосковья в 60-х годах прошлого века, но ничего быстрее и удобнее электричек с тех пор не появилось. Отчасти это объясняется тем, что характерные для капиталистического общества маятниковые миграции не были распространены в Советском Союзе. Прирост жителей Московской области в СССР был связан с самостоятельным развитием подмосковных городов, а не с притяжением столицы — в середине века расцвели научные центры в Долгопрудном и Жуковском, машиностроительные заводы Балашихи, ракетно-космические НИИ в Королеве, производственные площадки в Химках и Железнодорожном.

В XXI веке тенденция изменилась. Подмосковные города все чаще стали воспринимать как отдаленную окраину столицы — место, где можно комфортно и недорого жить, работая в Москве. Европейская модель городов-агломераций пришла в Россию, а Московской области потребовалась соответствующая инфраструктура. Первое время советская сеть электричек и автобусов справлялась с нагрузкой, но, после того как прирост численности вышел на стабильные 100 тыс. человек в год, вопрос встал ребром: или у области появится современный транспорт, или на развитии региона можно ставить крест. «Через 20–30 лет граница Москвы и области перестанет существовать», — уверена доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

Пересадка со всеми удобствами

Первой ласточкой стали скоростные пригородные поезда РЭКС и «Спутник». Доля новых электричек в общем парке Подмосковья увеличилась до 8,6% — всего в области курсирует 533 электрички. В ближайшие годы к ним добавится альтернативная сеть комфортабельных поездов, которая покроет наиболее населенные районы Подмосковья. «В регионе должны построить 250 км «легкого метро». Новые линии соединят Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королев, Ивантеевку, Фрязино, Балашиху, Реутов, Люберцы, Жуковский, Раменское, Домодедово, Подольск и Одинцово друг с другом, а также со всеми аэропортами Москвы», — говорит министр транспорта Московской области Александр Зайцев. В общей сложности планируется возвести 50 станций — конкурс на разработку единой концепции легкого метро Московской области проведут в 2015 году, строительство начнется в 2016-м.

При создании новой стратегии общественного транспорта Подмосковье ориентируется на опыт европейских стран. Так, Париж с его двухмиллионным населением задумался о пригородном метро еще в 60-х годах прошлого века (см. Париж — пионер междугородного метро).

За прошедшие годы парижская система RER получила пять линий, 257 станций и протянулась на 616 км — это в два раза длиннее, чем московское метро. При этом население самого Парижа за это время не увеличилось — столица прирастала пригородами. Несмотря на это, совершенствование RER идет до сих пор: в 1999 году открылась пятая ветка, а новые станции появляются каждый год. Возможно, причина в том, что самая старая линия RER по сей день остается наиболее загруженной в мире: каждый день ветка A перевозит 1,2 млн пассажиров.

Ключевая особенность европейских транспортных систем — легкость пересадки. Один и тот же билет действует и на скоростной железной дороге, и в метро и автобусе: пассажиру достаточно заплатить один раз и больше не думать о десятке проездных в кармане. «В Московской области эту идею реализует карта «Стрелка»: универсальный инструмент, с помощью которого можно ездить как на электричке, так и в троллейбусах, автобусах и даже маршрутках», — говорит Александр Зайцев. Каждый месяц все новые частные перевозчики присоединяются к использованию «Стрелки» (см. Перевод «Стрелки»).

Чтобы спокойно добраться из пункта А в пункт В, жителю Подмосковья приходится менять виды транспорта. Зачастую это происходит не в самых удобных локациях. Чтобы осовременить вокзалы железнодорожных станций, правительство Московской области привлекло частных инвесторов. До 2020 года за счет бизнеса реконструируют 300 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): коммерческие структуры на собственные средства отремонтируют обветшавшие здания станций. За это компании получат возможность построить торговые центры в наиболее оживленных пересадочных узлах. В результате жители получат комфортные вокзалы и возможность заняться шопингом в ожидании поезда, а бизнес — площадку для роста. Областной бюджет при этом сможет сэкономить.

Подмосковная программа первой очереди включает в себя 120 ТПУ, еще триста планирует построить столица — так город и область синхронизируют свои старания обуздать пробки. Другой пример совместных действий — Малое кольцо железной дороги (МКЖД), которое целиком расположено на территории столицы. Основными пользователями этой линии станут жители Подмосковья, поезда с которыми будут прибывать на станции МКЖД.


Париж — пионер междугородного метро

Первое междугородное метро для связи столицы и пригородов появилось в Париже в 1969 году. Система получила название RER: в черте города поезда движутся под землей, а за пределами мегаполиса выходят на поверхность. В предместьях Парижа RER служит основной транспортной артерией, внутри города система превращается в «суперметро»: RER едет быстрее обычной подземки, а ее станции расположены не так часто. Благодаря высокой скорости и меньшему числу остановок RER пользуются многие парижане, которым нужно быстро добраться из одного конца города в другой. Помимо ускоренного транспортного сообщения RER привела к неожиданному развитию провинциального туризма: благодаря удобству легкого метро столичные жители начали ездить на нем в пригороды по выходным.

Лондонское ретро

Самое старое и протяженное метро в мире расположено в Лондоне, работает с 1863 года и по-прежнему служит источником идей для всего мира. Именно в Лондоне работает уникальная ветка с поездами без машиниста. Еще одна идея — приобретение билета прямо во время поездки. За счет этого нетривиального решения Лондон сумел сократить время захода на станцию и избавиться от людских заторов на платформах. Наконец, лондонское метро интегрировано с пригородным сообщением до такой степени, что пассажиры могут, не выходя на поверхность, уехать в другую страну: один из переходов ведет к поезду «Евростар», который ежедневно курсирует между Великобританией и Францией.

Решения «Мы возлагаем большие надежды на легкорельсовый транспорт»
Скачать Содержание
Закрыть