Инновации , Весь мир ,  
0 

Одним взглядом

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
В прошлом году камеры Центра безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО) зафиксировали около 6 млн нарушений ПДД. В основном комплексы фотовидеофиксации штрафуют за скорость, а в будущем станут еще зорче следить и за другими нарушителями.

В прошлом году камеры Центра безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО) зафиксировали около 6 млн нарушений ПДД. В основном комплексы фотВ настоящее время на подмосковных дорогах за скоростью следят 202 стационарные камеры. Современные комплексы «Стрелка-СТ», «Крис-С» и «Вокорд трафик» не боятся 40-градусного холода и экстремальной жары, способны фиксировать нарушения в снегопад и темное время суток. На расстоянии до полукилометра они определяют превышение скорости транспорта, движущегося по нескольким полосам. Комплексы отслеживают оба направления движения, следовательно, могут штрафовать и мотоциклистов, у которых регистрационный знак размещен сзади. Радар определяет скорость транспортного средства и расстояние, на котором оно находится, а цифровая камера распознает номер автомобиля, определяет его координаты и траекторию движения.

Согласно статистике, каждая камера может спасти 10 жизней. «После установки комплексов фотовидеофиксации на трех опасных участках автомобильной дороги А104 Москва — Дубна количество ДТП сократилось с 49 до пяти случаев, число раненых уменьшилось с 30 до восьми человек, а количество погибших в результате ДТП на Дмитровке снизилось более чем с 30 до одного. На крупных шоссе аварийность снизалась на 60–80%», — рассказал директор ГКУ ЦБДДМО Александр Комаров.

Лишняя скорость

В дачный сезон на дорогах Подмосковья нарушителями чаще бывают москвичи. Зимой и осенью штрафуют преимущественно жителей Подмосковья и регионов. По словам директора ЦБДДМО, большинство водителей превышают скорость не более чем на 40 км/ч — это 80% от общего количества нарушений. Еще 15% зафиксированных камерой нарушителей разгоняются от 40 до 60 км/ч сверх установленного лимита. И только 5% водителей едут, превышая разрешенную скорость более чем на 60 км/ч.

Места для установки камер определяет ГИБДД исходя из аварийности и дорожной обстановки. Учитываются также обращения муниципальных властей, территориальных комиссий по безопасности дорожного движения и рядовых граждан. В ЦБДДМО признают, что двухсот камер на всю Московскую область недостаточно, и если они позволяют снизить аварийность на отдельных дорогах, -то в целом на подмосковную статистику ДТП могут влиять пока незначительно.

Поэтому все еще распространена практика, когда на опасных участках устанавливают муляжи камер. Это малозатратный способ, но достаточно эффективный: муляж намного дешевле настоящей камеры, однако его вид способен заставить водителя снизить скорость до разрешенной на этом участке. Для сравнения: комплекс фотовидеофиксации «Стрелка СТ» стоит около 4 млн руб., «Крис-С» — более 1 млн руб. Активный, -то есть неотличимый от работающей дорожной камеры муляж обходится в 60 тыс. руб., еще 30 тыс. руб. нужно затратить на его монтаж.

Минтранс Московской области заявлял о намерении к 2017 году оборудовать дороги Подмосковья более чем 800 новыми камерами. Также в рамках этого проекта планируется оснастить комплексами, способными фиксировать регистрационные номера автомобилей, малые города и поселки с населением более 10 тыс. человек. Это позволит не только отслеживать нарушителей ПДД, но и оперативно обнаруживать угнанные автомобили.

По словам Александра Комарова, данный проект в настоящее время проходит процедуру согласования, а точные количественные показатели и объем инвестиций будут определены не раньше мая текущего года. Директор ГКУ

ЦБДДМО отметил, что реализовывать проект будут на основе государственно-частного партнерства. Планируется привлечь к установке и обслуживанию комплексов видеофиксации частные компании — для госбюджета дорожные камеры слишком дороги.

Вождение по правилам

Помимо камер, следящих за скоростным режимом, в Подмосковье установлены десять комплексов «Автоураган», фиксирующих нарушения правил проезда перекрестков, десять комплексов «Вокорд трафик» и четыре комплекса «Автоураган», штрафующих за проезд железнодорожных переездов на запрещающий сигнал светофора.

Новшеством для Подмосковья стали два с половиной десятка передвижных комплексов «Паркрайт» и «Паркон», которые следят за соблюдением правил парковки. Водителей, игнорирующих знаки «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным/четным числам месяца», «Автомагистраль» и «Дорога для автомобилей», оказалось очень много. Только с начала этого года по март передвижные комплексы фотовидеофиксации выявили более 33 тыс. нарушений, а сумма штрафов превысила 18,5 млн руб. Пока мобильные комплексы ездят по улицам 40 городских и муниципальных образований, а также четырем участкам автомобильных дорог. Зона их работы будет расширяться с введением в подмосковных городах платной парковки — «Парконы» станут следить за тем, как соблюдают ее правила водители. Еще одна новинка, которую планируется использовать на подмосковных дорогах, — камеры, отслеживающие среднюю скорость автомобиля на протяженном участке.

Одним взглядом

Существующую систему фотовидеофиксации можно модернизировать, научив ее замечать больше нарушений. В Госдуме обсуждалась также возможность автоматической рассылки штрафов за использованием телефона за рулем или за непристегнутый ремень безопасности.

Однако Госавтоинспекция пока относится к возможности фотовидеосфиксации подобных нарушений осторожно, опасаясь, что штрафы, назначенные в автоматическом режиме, будут оспариваться. В конце прошлого года Госавтоинспекция ввела ограничения на использование данных дорожных камер. Дело в том, что в некоторых регионах России водители получали штрафы с дорожных камер за непристегнутый ремень и езду без ближнего света за городом. Однако нарушения выявлялись не автоматически, а вручную: сотрудники ГИБДД просматривали данные с камер и, если обнаруживали, что водитель не пристегнут, выписывали ему штраф. После критики со стороны известных правозащитников, указывающих, что такая практика незаконна, она была запрещена Госавтоинспекцией.


За что штрафуют фотовидеофиксаторы за рубежом     

За границей дорожные камеры используются давно, а их функционал значительно шире. Например, в Швейцарии новые видеокомплексы могут отследить девять нарушений правил одновременно. Они штрафуют тех, кто превышает скорость, совершает опасные обгоны и запрещенные повороты, не соблюдает дистанцию, проезжает на красный и не останавливается перед знаком «Стоп».

В США, Канаде и Австралии автомобили могут выезжать на выделенные полосы, если в них находятся не менее двух пассажиров, а за количеством человек в машине следят дорожные камеры. В некоторые европейские города — Лондон, Милан и Стокгольм — въезд платный, и за тем, как водители исполняют этот закон, следят с помощью камер. К фиксации средней скорости привыкли британские, голландские и финские водители. А вот в Германии такое измерение запрещено, так как нарушает тайну передвижения граждан. Показанные же камере язык или средней палец немецкое законодательство приравнивает к оскорблению работника полиции и наказывает штрафом. В будущем специальные камеры будут определять остаточную глубину протектора автомобиля. Модуль, встраиваемый в дорожное полотно и следящий за состоянием шин, изобрела немецкая компания ProContour. В США, в свою очередь, работают над специальным радаром, который должен выявлять тех, кто за рулем набирает СМС.

 

Решения Пути проезда
Скачать Содержание
Закрыть