— Инвестиции в строительство дорог будут сокращаться из-за кризиса?
— По проекту федерального бюджета расходы на 2015 год будут сокращены на 10%. Это действительно может отразиться в будущем на сроках строительства и вводе объектов в эксплуатацию. Но по тем объектам, которые мы вводим в 2015 году, у нас изменений не происходит. Мы свою программу корректируем, но строящиеся объекты, которые мы обещали жителям Подмосковья сдать в установленные сроки, будут построены.
— И все же, что сегодня в приоритете для Московской области: строительство железнодорожной сети или развитие автомобильных дорог?
— Это абсолютно равнозначные направления: соотношение по перевозке пассажиров почти эквивалентно. Железнодорожным транспортом за прошлый год было перевезено около 650 млн пассажиров, автобусным — порядка 600 млн. Для Московской области значение пригородного железнодорожного сообщения равнозначно метрополитену в Москве. Строительство дополнительных железнодорожных путей позволяет увеличить частоту движения поездов, скорость сообщения между Москвой и областью, сократить время ожидания.
— То есть задачи пересадить автомобилистов на общественный транспорт нет?
— Есть. Она существует не только у Москвы и области — подобной концепции придерживается страна и даже мир. Международным союзом общественного транспорта принята программа удвоения количества общественного транспорта к 2025 году.
Московская область в России занимает третье место по уровню автомобилизации после Камчатки и Приморского края. К такому росту автомобилей привела во многом недостаточная развитость общественного транспорта: жители Подмосковья были вынуждены приобретать автомобили, чтобы ездить на работу в Москву. Развитие общественного транспорта, строительство дополнительных железнодорожных путей позволят сделать передвижение более комфортным и сократят нагрузку на дороги.
— Платные путепроводы — мера скорее для улучшения жизни автомобилистов. Уже есть инвесторы, готовые вкладывать средства в подобные проекты?
— За бюджетные деньги невозможно решить все дорожные проблемы, которые есть в Подмосковье. В том числе это касается и одноуровневых пересечений автодорог с железнодорожными путями. Вопрос в том, что нужно не только построить эстакадную часть путепровода — необходимо еще выполнить перенос коммуникаций, осуществить изъятие земельных участков. Это занимает очень много времени и стоит немалых денег. Привлечение инвесторов в этот сегмент даст возможность решить проблему без бюджетных средств и создать дополнительные рабочие места. Заинтересованность инвесторов есть, но сегодня, с учетом того что изменения в экономике происходят ежемесячно, невозможно просчитать финансовую модель и сроки окупаемости. На текущий момент эта самая большая проблема. Проект попал в период экономической нестабильности.
— Перехватывающие парковки — тоже очень важный проект. Дефицит в машино-местах еще есть?
— Дефицит парковочных мест по-прежнему остается, и он достаточно значительный, несмотря на то что порядка 2,5 тыс. мест на перехватывающих парковках было обустроено за 2014 год. Мы считаем, что этого недостаточно. Реальная потребность на территории региона составляет около 80 тыс. мест. И мы планируем, что к 2017 году эта проблема будет решена.
— Острая необходимость в большем количестве машино-мест на перехватывающих парковках разве не говорит о том, что общественный транспорт в Подмосковье не так хорошо развит?
— Не говорит. Вопросы обеспечения удобных маршрутов, чтобы подъехать от дома до станции, решаются. Наша задача — сделать привлекательным и удобным любой общественный транспорт вне зависимости от его типа. Подвести автобус к каждому подъезду невозможно — но именно для таких случаев есть такси и личный транспорт, который необходимо парковать в том числе и на перехватывающих парковках на железнодорожных станциях. Вопрос в другом. Исторически сложилось, что из Подмосковья очень многие ездили работать в Москву. А сейчас концентрация усилий в регионе направлена на то, чтобы создать рабочие места и сделать удобной работу непосредственно на территории Подмосковья. Чтобы полтора миллиона человек ежедневно не были вынуждены ездить в Москву, а могли работать рядом с домом. В том же Подольске, Ступино, Химках, и других городах.
— В последнее время много слухов о введении в Подмосковье платных парковок. Такая инициатива есть?
— Говорить о проекте как о свершившемся нельзя, но вопрос действительно рассматривается. Отработаны три пилотные зоны: Балашиха, Химки, Одинцово. По ним сейчас определяются техническое решение и юридическое закрепление внедрения платной парковки. Работа пока не завершена.
— В прошлом году дорожные камеры в Подмосковье зафиксировали рекордное количество нарушений. Инвестиции в комплексы оправдали себя с точки зрения безопасности движения?
— Это действенная мера с точки зрения безопасности. При установке камер фотовидеофиксации мы исходим исключительно из очагов аварийности на областных дорогах. По каждому из этих участков проводится анализ ДТП, и он показывает, что количество аварий и число погибших в них после установки камер сократилось на 33–100%. Сейчас общее количество комплексов на областных дорогах — 226, еще на 50 аварийных участках камеры будут поставлены в 2015 году. Прорабатывается также вопрос о возможности реализации проекта на концессионной основе.
— Функционал камер будет расширен?
— Камеры фиксируют в том числе нарушения при проезде железнодорожных переездов и проезд перекрестков на запрещающий сигнал. В будущем, конечно, функционал будет расширен.
— Среди жителей Подмосковья все популярнее становится карта «Стрелка». Проект уже оправдал себя?
— Проект находится на первом этапе реализации. Ежедневное число поездок по карте по отношению к другим видам платежей составляет 5,7%. Это и много, и мало. Уровень проникновения карты будет выше, когда реализуем возможность приема «Стрелки» во всех видах общественного транспорта и во всех пассажирских компаниях.
— Интеграция карты «Стрелка» с московским транспортом теоретически возможна?
— С правительством Москвы уже достигнута принципиальная договоренность, сейчас отрабатываются технические детали. Сроки взаимной интеграции называть преждевременно — вопросов пока много. Но решение о том, что на следующем этапе по «Тройке» можно будет ездить в Подмосковье, а по «Стрелке» — в Москве, принято.
— В Подмосковье говорят о «легком метро». Когда ждать первую линию?
— Вопрос об утверждении основных параметров проекта развития на территории Московской области легкорельсового транспорта (ЛРТ) уже вынесен на решение наблюдательного совета дирекции Московского транспортного узла. Планируется, что конкурс будет объявлен в мае. Ждать начала строительства следует к 2017 году. Наиболее перспективным является участок Подольск — Домодедово — Раменское. ЛРТ позволит связать города Подмосковья, обеспечить трудовую миграцию между населенными пунктами, развитие территории. Легкорельсовый транспорт — это будущее подмосковного общественного транспорта, мы возлагаем на этот проект большие надежды.