Решения , Весь мир ,  
0 

Всем миром

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Еще Наполеон предлагал 12 тыс. франков за надежный способ хранения провианта для солдат, а британское правительство в XVIII веке сулило круглую сумму за точный метод определения географической долготы, столь необходимый кораблям в открытом море. В наши дни конкурсы переживают новый подъем: вовлекая тысячи участников в работу над проблемой, они позволяют найти не только ее оптимальное решение, но и готовую команду специалистов.

Объявив награду в $10 млн команде, которая сумеет построить действующий суборбитальный корабль, международный фонд X Prize в 2004 году получил технологическое решение, ставшее новой вехой в развитии космонавтики. Стартовавший в 2006 году конкурс Progressive Insurance Automotive X Prize разделил призовой фонд в $10 млн между тремя победителями, сумевшими построить сверхэффективный высокоэкологичный автомобиль, расходующий менее 2,35 л горючего на 100 км пути. Поражает, что в сумме 160 команд-разработчиков потратили на строительство своих моделей около $100 млн — в десять раз больше призового фонда.

Цель краудсорсинговых конкурсов — привлечь людей к созданию и внедрению инноваций, которые изменят мир. Массачусетская компания InnoCentive одной из первых придумала, как использовать краудсорсинг для извлечения прибыли: с начала нового века она провела 1950 краудсессий по заказу частных компаний и государственных ведомств. Хотя суммы призов были относительно скромны — от $10 тыс. до $100 тыс., InnoCentive удалось собрать рекордное сообщество участников, решающих для нее задачи, — свыше 355 тыс. из 200 стран мира.

Несмотря на различия в деталях, алгоритмы проведения большинства краудсорсинговых мероприятий схожи. Заказчик рассказывает о своей проблеме. Он не ждет волшебного решения, но хотел бы вовлечь в процесс обдумывания широкие массы. Например, банк ищет способ справиться с очередями. Участники конкурса выясняют, какие причины могут порождать проблему: старый софт, тот факт, что в дни выплаты пенсий в отделения приходят пожилые люди со всей округи. Затем представители банка отсекают ненужные идеи. Например, устаревший софт обсуждать неинтересно, поскольку сейчас как раз проводится модернизация ПО. Зато важно узнать, как справиться с проблемой наплыва пенсионеров. Участники предлагают решения, из которых эксперты выбирают наилучшее.

Значение мероприятий такого рода вовсе не ограничивается содействием компаниям — оно куда шире. Так, конкурсы, которые проводит международная некоммерческая организация Enactus, способствуют налаживанию связей между студентами и лидерами бизнеса, между университетами и частными компаниями. В конкурсе участвуют команды, состоящие в основном из студентов вуза, который они представляют. К команде прикреплен куратор — сотрудник вуза и бизнес-консультант, которого каждая команда ищет среди представителей регионального бизнеса. Команда может открыть проект по собственной идее либо развивать тот, что был запущен другой, принимавшей участие в конкурсах прошлых лет командой. Все проекты направлены на повышение качества жизни своих целевых аудиторий. «Команды преследуют главную цель — улучшить жизнь людей, передавая им новые знания, умения и технологии. Это принципиальная особенность проектов Enactus, — говорит президент «Enactus Россия» Сергей Равичев. — Кроме того, наша организация дает студентам возможность самореализоваться и получить серьезный практический опыт на этапе обучения в вузе. Именно такие студенты и формируют новое поколение социально ответственных предпринимателей».

Успешными проектами признаются те, что принесли реальные и измеряемые результаты. «Обязательным требованием для признания проекта Enactus успешным является обучение людей, передача технологий и знаний, которые целевая аудитория может самостоятельно применять для улучшения жизни», — говорит Равичев.

Получается, что конкурсы — это в первую очередь шанс для талантливой молодежи проявить себя: кто-то создаст бизнес, кто-то найдет работу мечты, а кто-то просто узнает много нового и интересного. Объединение HackDay Russia с 2009 года провело 39 мероприятий на территории от Калининграда до Новосибирска. «HackDay — это площадка, где молодежь, интересующаяся разными направлениями IT, может объединяться в команды и запускать свои проекты», — говорит основатель HackDay Russia Михаил Кулаков. На то, чтобы воплотить идею в жизнь, командам дается 48 часов. Представители компаний имеют право до начала HackDay скорректировать его программу, сказав, какие проекты и решения им интересны. «На мероприятиях присутствуют две группы менторов — одна консультирует по IT-вопросам, другая — по бизнес-аспектам», — говорит Кулаков. Среди удачных проектов, например, система Depo.fm — поисковик автозапчастей, работающий в Новосибирске, Омске и Кемерово.

Краудсорсинг в области решения сложных задач широко использует и основанная в 2010 году российская компания Witology, которая создала специальную платформу, позволяющую корпорациям-заказчикам ставить свою проблему перед сообществом «решателей». Платформа Witology напоминает социальную сеть, только заточенную под краудсорсинг — с возможностью решать задания, обсуждать ответы других участников, присваивать им рейтинг. «Существует несколько основных направлений, где краудсорсинг демонстрирует качественный результат», — рассказывает президент и генеральный директор Witology Александр Малюков. Первое из них — улучшение существующих сервисов и создание инноваций. Хорошо подходит краудсорсинг и для оптимизации бизнес-процессов.

Впрочем, по словам Малюкова, основная цель многих компаний не получить решение конкретной проблемы, а найти перспективных сотрудников. «В процессе решения задач наша платформа позволяет вычислить наиболее влиятельных участников. Неудивительно, что в какой-то момент возникла идея вместо результатов выдавать на-гора людей, потому что они могут оказаться интереснее самих ответов. Сейчас корпорация «Росатом» проводит турнир молодых профессионалов «ТеМП» своими силами, а ранее его проводили мы. В итоге определялись около сотни победителей, которых буквально рвали на части разные заводы, поскольку видели, как студенты генерируют идеи, работают в связке. Кроме того, они за один-два месяца прошли производственную практику, причем решая очень сложные задачи». Такая практика отбора новых молодых сотрудников весьма эффективна. «Участвуя в краудпроекте, невозможно ничего сымитировать. Если у тебя нет идей или ты неумеха, это сразу станет ясно», — резюмирует Александр Малюков.

На выходе получается команда людей, которым комфортно работать вместе, — своего рода «виртуальное предприятие». У них уже выработалась своя иерархия, специализация, а опыт решения проблемы, который они получили во время конкурса, позволяет ставить перед ними следующую задачу. Например, практика Enactus показала, что командный подход многократно повышает процент успешности стартапов: согласно собранной за 15 лет статистике, реальные результаты получает как минимум каждый третий проект. «Команда способна более критично оценивать предлагаемые идеи, имеет неизмеримо большие возможности по привлечению человеческих и финансовых ресурсов», — делает вывод Сергей Равичев.

Решения От слов к делу
Скачать Содержание
Закрыть