В поисках инвестора
Социальное предпринимательство — это все-таки бизнес, и, конечно, в его основе должна лежать финансово устойчивая модель, которая сама себя окупает и приносит прибыль, решая при этом социально значимые задачи, подчеркивает Екатерина Бабина, директор фонда поддержки социальных и культурных инициатив «Крылья даны всем». По ее словам, источниками дополнительного финансирования кроме инвесторов и классического кредитования могут быть господдержка, международные гранты. Так, на поддержке социальных бизнес-проектов специализируются международный фонд «Ашока», ряд фондов международных компаний, таких как BMW и Accenture. В меньшей степени — российские компании, которые, несмотря на модность социального предпринимательства, пока видят свои социальные инвестиции в русле традиционной благотворительности или адресной помощи.
Финансирование социальных проектов — проблема из проблем, считает Антон Долгов, учредитель социального проекта «МояОкруга» — портала, объединяющего в себе сеть локальных новостей и конструктор сайтов для СМИ. «Кредитный вариант даже не рассматривается — социальные проекты без залога, без материальных активов банкам не интересны совсем, — говорит эксперт. — Бизнес-ангелы тоже не особо заинтересованы в проектах, ориентированных на длительное развитие, их стереотипы диктуют им другую динамику: быстрый рост, мобильную аудиторию, «быстро зашел — быстро вышел». Поэтому источники инвестиций здесь классические для любого стартапа в мире — собственные средства, собственное время, помощь друзей и родственников».
В последнее время, по словам Антона Долгова, в плане финансовой поддержки активизировалось государство: оно использует спектр различных инструментов — гранты, тематические программы поддержки предпринимателей, субсидии, а также косвенные меры, среди которых налоговые льготы. Так, согласно относительно недавним поправкам в Налоговый кодекс РФ, индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в производственной, социальной и/или научной сферах, на два года получают налоговые каникулы. Речь идет о тех, кто зарегистрировал ИП уже после принятия поправок. «В Москве список отраслей — претендентов на налоговые каникулы очень широкий, — говорит Дмитрий Костальгин, партнер юридической компании Taxadvisor. — Это и услуги по обучению населения и детей, и народные промыслы, и экскурсии, и изготовление мебели, посуды, ковров, и многое другое».
Социальные банки
Среди российских банков лишь некоторые ответили готовностью финансировать социальные идеи. В Альфа-банке уточнили, что у них «нет ограничений именно на кредитование социального предпринимательства». Если заемщик соответствует требованиям по финансовой устойчивости, -то получает возможность кредитования в форме овердрафта по расчетному счету, открытому в банке.
Немало предприятий малого бизнеса, которые в своей деятельности уделяют внимание социальной ответственности, есть среди клиентов ВТБ24. «Они, например, создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями, организовывают детские сады и т.д.», — рассказал представитель банка.
Более конкретную программу финансирования социального бизнеса предлагает МДМ Банк совместно с фондом поддержки молодежного предпринимательства «Агат». По словам Павла Голикова, начальника управления развития продуктов и процессов банка, молодые предприниматели, успешно защитившие бизнес-проект на экспертном комитете, имеют возможность получить бесплатную помощь в оценке и составлении бизнес-плана, наставническое сопровождение и, самое главное, стартовый капитал в форме беззалогового кредитования в размере от 200 тыс. до 750 тыс. руб. «На наш взгляд, в период экономических санкций против страны финансовая поддержка социальных проектов может стать важным и эффективным направлением в России, так как основными задачами социальных предпринимателей являются создание новых рабочих мест, формирование конкурентной среды, стимулирование инноваций», — подчеркивает эксперт.
Краудфандинг в помощь
Теоретически социальным предпринимателям могут помочь сервисы краудфандинга, но на практике здесь многое зависит от первоначальной раскрутки идеи. Краудфандинг — это объединение сил, знаний и финансовых ресурсов множества людей (акционеров, доноров и др.) во имя поддержки некой идеи или компании. В обмен на свои «инвестиции» люди получают акции проекта и впоследствии право на получение дохода по этим «ценным бумагам».
Самые известные российские площадки краудфандинга — Planeta.ru, Boomstarter.ru, Smipo.ru. Есть и платформы, «заточенные» под социальный бизнес: Together.ru, My-teacher.ru. Деньги с помощью таких сервисов собираются на конкретные проекты. К примеру, на текущий момент на Planeta.ru собрана примерно половина средств на строительство музея мусора, больше половины — на финансирование заповедника с совами-сипухами, порядка 15% — на организацию производства меда в фермерском хозяйстве с созданием сотни рабочих мест, а, скажем, на организацию сказочной выставки для детей собрано даже больше, чем нужно. Однако масса социальных бизнес-проектов на подобных площадках не набирает и 5% необходимого финансирования. Прежде чем выводить свой кейс на краудфандинг, нужно хорошенько подумать над его продвижением.
Дело рук каждого
Для банков и крупных корпораций тема финансирования социального предпринимательства — пока что скорее имиджевая история. Кредитные организации не получают никаких налоговых льгот и финансовых преференций от подобной деятельности. «На данный момент нам неизвестны льготы для банков, осуществляющих кредитование социального предпринимательства, отдельно именно такие льготы не выделены», — подчеркивает Эльман Мехтиев, советник председателя Ассоциации российских банков (АРБ).
Вложения в социальные проекты несут в себе множество рисков для венчурного инвестора, связанных прежде всего с тем, что проект, даже если он успешный, невозможно никому продать, комментирует Алексей Соловьев, управляющий директор венчурного фонда Prostor Capital. «Венчурный фонд может вложиться в социальный проект, но делает он это точно не по бизнес-причинам. Побудить к этому его могут социальная ответственность, политические дивиденды», — добавляет эксперт.
Крупные компании, принимающие на работу людей с ограниченными возможностями, могут снизить облагаемую базу по налогу на прибыль и получить льготы по страховым взносам, уточняет Юрий Дорфман, партнер рекрутинговой компании Cornerstone. Однако сумма вряд ли получится существенной в общем объеме налоговых выплат, ведь речь идет о единичных трудоустройствах. Кроме того, эта льгота напрямую никак не связана с финансированием социального предпринимательства.
Рассчитывать на госпомощь тоже не приходится. Однако обращаться в фонды и организации, занимающиеся поддержкой малого и среднего бизнеса, такие как Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, Агентство стратегических инициатив, общественная организация поддержки малого и среднего предпринимательства «Опора России», стоит. Если повезет, можно стать участником тематической программы (например, поддержки социальных проектов для детей или развития отечественного IT-бизнеса) или государственного гранта, в рамках которого социальный предприниматель получит финансовую поддержку.
По оценкам самих предпринимателей, львиная доля работающих социальных бизнес-проектов — порядка 70% — финансируется на свои средства, деньги друзей-либо через краудфандинг. «Большая часть социальных предпринимателей, с которыми мы общаемся, финансируют проекты за счет своих средств-либо кредитов, которые тоже предстоит вернуть», — соглашается Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ.