Решения , Весь мир ,  
0 

Эпоха просвещения

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Инвестиции в бизнес-образование — один из способов вытащить Россию из кризиса.

​Последствия кризисной ситуации в экономике для частных компаний неоднозначны: с одной стороны, они вынуждены работать в более сложных условиях, с другой — растущее давление внешних обстоятельств ведет к своего рода естественному отбору: выживают наиболее крепкие, наиболее жизнеспособные бизнес-модели. Более того, кризис как таковой может подстегнуть интерес граждан к тому, чтобы открыть собственное дело. По статистике «Опоры России», число предприятий малого бизнеса в 2009–2012 годах сразу после острой фазы глобального экономического кризиса не уменьшалось, а росло: многих кризис заставил «проснуться» — осознать, что их прежнее место работы, которое они считали стабильным и перспективным, ограничивало их возможности к развитию.

Вместе с тем в кризис пересматривают и стандартные подходы к бизнес-образованию. Несколько лет назад Россию вслед за США и Европой охватила «стартапомания»: стали плодиться как грибы не только новые компании, но и бизнес-инкубаторы, акселераторы, образовательные курсы по экономике. Насколько велика отдача от их работы и стоит ли вкладываться в бизнес-образование сейчас?

Президент «Enactus Россия» Сергей Равичев считает, что кризис заставляет совершенствовать модели бизнес-образования. «Период экономических сложностей создает более жесткую конкуренцию между направлениями инвестирования, — считает Равичев. — Это ведет к переосмыслению вопроса, кого и чему нужно учить. Обострение экономической ситуации наверняка повлияет на модернизацию бизнес-образования в целом и отдельных его компонентов — методов, форматов, содержания».

От уровня подготовки нового поколения предпринимателей, по сути, зависит тот вклад, который они смогут внести в экономику. «Если говорить об элементах бизнес-образования, которые дает программа Enactus, -то сейчас приоритетным нам видится направление, связанное с управлением проектами. Особенно важными становятся обучение эффективному анализу рынков и современным методам отбора и принятия бизнес-решений», — отмечает Равичев. Работу каждой из участвующих в конкурсе команд Enactus координируют кураторы-преподаватели и консультируют бизнессоветники; это помогает начинающим предпринимателям в сжатые сроки построить жизнеспособный стартап.

Кроме того, сам регламент всероссийского конкурса Enactus предполагает взаимодействие между командами и членами жюри, а это руководители высшего звена международных и российских компаний — люди с огромным практическим опытом ведения бизнеса. Прямые контакты позволяют представителям компаний приглашать перспективных молодых людей на стажировки. В рамках конкурса проводятся и тренинги, которые дают участникам возможность получать знания непосредственно от ведущих специалистов. То есть образовательные услуги, которые оказывает Enactus, позволяют компаниям и талантливым студентам находить друг друга, что способствует решению одного из самых острых в наше время корпоративных вопросов — кадрового. «Бизнес-образование — одна из самых эффективных инвестиций в отношении скорости и коэффициента отдачи, — говорит Сергей Равичев. — Поэтому вложения в бизнес-образование в период экономического спада не только возможны, но с очевидностью необходимы».

Это осознает и государство, усилиями институтов развития создающее экосистему молодежного предпринимательства. GenerationS, акселерационная программа для технологических стартапов, которую с 2013 года проводит Российская венчурная компания (РВК), видит свою миссию в том, чтобы наладить контакт между разработчиками технологических решений и крупным бизнесом, отобрав при этом жизнеспособные проекты. «Мы, как экосистемный игрок, работаем и с предпринимателями, и с инвесторами и понимаем, что в России проблема с качественными проектами», — говорит директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова. Если классические акселераторы работают с проектами от трех месяцев до полугода, -то GenerationS делает ставку на интенсивное обучение, стараясь добиться результата за месяц-полтора.

Задействуя лекции, работу с менторами, помощь в привлечении инвесторов, построение системы связей с клиентами и партнерами, GenerationS стремится к разнообразию обучающих программ. «Есть узкоспециализированные программы, куда приходят участники с сырым бизнесом. Здесь показателем результата может быть или грамотный бизнес-план, созданный по результатам обучения, или инвестиционный меморандум. Обычно такие программы выпускают около 300 человек в год. Есть и более массовые программы — стартапшколы в разных регионах страны, ежегодно их проходят 3–4 тыс. человек», — говорит Биккулова. Самый крупный блок лекций посвящен общим вопросам — как построить бизнес-модель, разработать маркетинговую стратегию, защитить интеллектуальную собственность. Другие блоки посвящены отдельным технологическим отраслям. Один из важнейших результатов этой деятельности — формирование сообщества стартапов, своего рода питательной среды для проектов, внутри которой идет интенсивный обмен идеями, сотрудниками и удачными практиками.

Руководители бизнес-инкубаторов и акселераторов осознают, что их важнейшая задача — формирование устойчивой предпринимательской традиции. Доля предпринимателей в населении страны мала. В странах, где предпринимательство развивалось столетиями, сформировалась культура наставничества, когда профессионалы передают свой опыт новичкам. В России институт наставничества еще в зародыше, и задача бизнес-образования сводится к трансляции лучших практик и компенсации недостатка менторов.

Эту роль видит главной в своей работе бизнес-инкубатор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). «Наш бизнес-инкубатор — это место, где можно попробовать создать собственный бизнес или поучаствовать в создании чужого, привлечь дополнительные ресурсы и сформировать сеть полезных контактов, — говорит Михаил Эрман, директор бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. — Это место, где мы помогаем разобраться с правилами игры». Несколько раз в неделю инкубатор проводит мероприятия различных форматов, помогающие участникам запустить стартап. Среди них — дни открытого общения Integration Days, где можно познакомиться с трендами и собрать команду; чемпионат «Железный предприниматель», где можно попробовать себя в построении бизнес-моделей; сессии формирования бизнес-идей Ideation Track, мастер-классы и открытые лекции, семинары и конференции.

Инкубатор НИУ ВШЭ — это еще и площадка, на которой участники получают бизнес-компетенции и «прокачивают» их, реализуя собственные проекты. Для этого используются образовательные программы с опытными предпринимателями, встречи с экспертами, программы акселерации, где в течение трех месяцев команды проходят путь от идеи до проекта, способного привлечь инвестиции. «Наша основная задача — дать проектам существенный толчок вперед, — говорит Эрман. — Это может как ускорить развитие проекта, так и убить его, если идея нежизнеспособна. Мы помогаем протестировать бизнес-идею и как можно раньше выявить, есть ли у нее рынок. Для этого мы задействуем методики, основанные на изучении потребителя (customer development), знакомим проекты с потенциальными заказчиками, даем обратную связь от экспертов и инвесторов, помогаем создать прототипы продуктов благодаря собственному центру прототипирования, -то есть создаем среду для роста стартапов и обеспечиваем их ресурсами».

Деятельность образовательных центров может способствовать и решению социальных проблем. «Особенности экономической и социальной ситуации в России делают социальное предпринимательство особенно востребованным, — говорит Сергей Равичев. — И мы рассматриваем Enactus как продуктивный источник социально ориентированных предпринимателей. Реализуя свои проекты, студенты Enactus развивают не только сильные деловые и лидерские качества, но также чувство ответственности и служения обществу».

Рыночный расклад Спрос на разнообразие
Скачать Содержание
Закрыть