Решения , Весь мир ,  
0 

От слов к делу

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Часто молодые инициативные люди видят себя после выпуска из вуза стоящими на пороге успешного собственного бизнеса. Они полны идей, возможно, сделали первые шаги на рынке. Но реальных success stories мало: большинство проектов узкопрофильные, нишевые, масштабировать их непросто. Опыт показывает, что реальные шансы на успех имеют проекты, чью бизнес-модель можно тиражировать. Или те, что привлекли внимание крупных заказчиков.

Как правило, студенты стараются найти оригинальные решения, которые затем нужно «пристроить» на рынок. Например, команда Enactus Томского госуниверситета (ТГУ) создала устройство, способное уберечь велосипеды от угона. «Популярность этого здорового средства передвижения стремительно растет, — рассказывает Инна Краковецкая, куратор команды Enactus ТГУ, —, а на рынке нет достойной сигнализации для него. Участники проекта Bikedefend создали прототип устройства, закрепляемого на велосипеде и управляемого через специальное приложение. В случае угона устройство работает как сигнализация, посылая пользователю уведомление». Сейчас проектная команда решает вопросы производства и принимает предзаказы на изготовление.

Или другой пример команды Enactus ТГУ — проект VS Ice, в рамках которого студенты разработали новую формулу реагента, подходящего для сибирских климатических условий. Сибирские дороги осенью и зимой часто покрыты льдом. Для борьбы с гололедом используется песко-соляная смесь. Реагент, разработанный студентами, недорогой и более щадящий к окружающей среде.

Успех проекта по продаже сигнализаций для велобайков, скорее всего, будет зависеть от того, каков будет «предзаказный» спрос на охранное устройство. В случае с реагентом у проекта с ходу была научно-исследовательская поддержка со стороны его партнеров — Лаборатории каталитических исследований ТГУ и Экологического проектного центра Томска. Сейчас предприниматели стремятся сертифицировать реагент и получить на него патент. Обе идеи хороши, но пока в реальный бизнес не вылились.

Бизнес по социальному принципу

Не редкость среди студенческих проектов и такие, которые имеют социальную направленность. И в этом случае бизнес— или административный ресурс, а лучше все вместе — безусловный залог успеха. Но не всегда и не всем удается их найти, поэтому приходится развивать дело своими силами.

Команде Enactus из Санкт-Петербурга с бизнес-ресурсом повезло. Они заручились поддержкой ретейлера X5 Retail Group и провели реконструкцию супермаркета сети под нужды людей с ограниченными возможностями: в магазине было установлено специальное оборудование, а также скорректированы ассортимент и размещение товаров. Кроме того, в этот супермаркет люди с ограниченными возможностями могли устроиться на работу. В таком виде проект существовал в течение шести лет, до смены руководства X5 Retail Group.

Другая интересная социальная идея реализована в Майкопе. Студенты Enactus разработали обучающие курсы для пенсионеров, направленные на повышение компьютерной, финансовой и экономической грамотности. «Наши пенсионеры освоили современные компьютерные технологии, начали активно использовать возможности интернета и получать дополнительный доход помимо пенсии», — рассказывает Галина Вознюк, менеджер регионального центра Enactus Краснодарского края.

Команда Enactus Кубанского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма в 2014 году разработала и внедрила проект «Биомедицина будущего: иппотерапия», в основу которого легла способность лошадей благотворно влиять на детей с особенностями развития, людей с травмами позвоночника, больных склерозом. По словам Майи Махиновой, куратора команды, идея изначально была сугубо благотворительная, однако сегодня это вполне устойчивая и успешная бизнес-модель. «Выяснилось, что в России практически нет специализированных организаций, занимающихся предоставлением подобных услуг. Этим в большинстве своем занимаются ветеринары, -то есть не специалисты, — рассказывает Майя Махинова. — Не соблюдаются стандарты. Скажем, по европейским стандартам сеансы должны предоставляться четырьмя специалистами — для обеспечения безопасности. При этом не все лошади подходят для оказания терапевтического лечения, но лишь те, шаг которых имеет определенные биометрические характеристики». Команда проекта разработала методику оценки животных, а также технологию проведения процедуры иппотерапии. Благодаря этому уже 23 предпринимателя прошли обучение по созданию такого бизнеса, пятнадцать стали оказывать услугу в туристических центрах Краснодарского края. Активно идет продажа франшиз. По словам Майи Махиновой, предприятие с одной лошадью и ее загрузкой в течение 3,5 часа в день способно приносить 80 тыс. руб. в месяц, так что долго ждать окупаемости проекта не придется.

В целом социальные проекты редко окупаются и приносят прибыль. Залогом успеха может стать уникальность услуги/продукта в сегменте с большим спросом.

Ближе к людям

Встречаются и молодые предприниматели, которые реализуют обычные бизнес-идеи. Напрямую они не направлены на какие-то социальные категории россиян, но косвенно вполне могут решать важные задачи — например, повышение доступности какой-то услуги.

Так, Даниил Мишин, победитель международного конкурса для молодых предпринимателей GSEA 2012, одним из первых в России организовал сеть хостелов. По его словам, саму идею он почерпнул в Берлине, где когда-то опоздал на поезд и провел ночь в такой недорогой гостинице. Первый свой хостел молодой предприниматель открыл в Севастополе. В Москве хостелы Мишина появились в 2008 году под брендом «Олимпия», в 2010-м он их удачно продал инвесторам из Сочи. В том же году в столице открылся первый отель сети Bear Hostels. Сегодня под этим брендом работает уже три хостела.

Изначально планировалось развить сеть в городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу — 2018. Однако в планы вмешалась геополитика. «Сегодня мы сконцентрировались на двух рынках — Москве и Санкт-Петербурге — и будем развивать там, — рассказывает Даниил Мишин. — Текущая ситуация нам не на руку, потому что основную часть потока раньше генерировали иностранцы, теперь они гораздо реже приезжают в Россию».

Предприниматель открывал хостелы в разных регионах России, в том числе Сочи и Новосибирске, но по разным причинам уходил с этих рынков. «Хостелы — новый бизнес для страны, правила и технологии на рынке не устоялись, нет признанных экспертов, — рассказывает Даниил. — Мы тоже, конечно, совершали ошибки. Например, с выходом в регионы. Простая ситуация: открывается хостел в городе, где 70% клиентов дают университет и его программы дополнительного образования. Затем вуз переориентируется на очников, люди перестают приезжать за допобразованием. По не зависящим от нас причинам нам приходится уйти из этого города». В подобных ситуациях бизнес продавали тем, кто может его перепрофилировать. «Это показывает, что нельзя рассчитывать только на один источник дохода, на один рынок, нужна диверсификация», — подчеркивает предприниматель. Сегодня вопрос, выживет ли бизнес, для Даниила не стоит: «Мы, безусловно, продолжим работать. Но сейчас не время развивать региональную сеть».

Важно, чтобы рынок был готов принять новую идею. А наличие административного и бизнес-ресурсов повышает шансы на реализацию многократно. Иначе даже хорошее во всех отношениях начинание может остаться красивым проектом, оторванным от жизни.

Решения В отдел кадров
Скачать Содержание
Закрыть