Решения , Весь мир ,  
0 

В отдел кадров

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Начинающие предприниматели часто считают, что участие в конкурсах стартапов — их звездный час и буквально завтра у них будут своя компания и деньги на развитие проекта. Однако в реальности крупные корпорации, чьи представители заседают в жюри, скорее будут рады талантливым новичкам в своем штате: для большого бизнеса они свежая кровь и поставщики идей и креативных решений.

В большинстве случаев крупные корпорации могут использовать чемпионаты студенческих или молодежных социальных и бизнеспроектов как инструмент оценки потенциальных сотрудников. «Компании выбирают лучших и делают им предложения о работе», — утверждает Татьяна Кожевникова, директор по организационному развитию группы Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ).

«Мы не упускаем возможность привлечь таланты извне, — соглашается Лиза Шибанова, менеджер по управлению талантами и развитию персонала «Coca-Cola Hellenic в России». — Мы с интересом участвуем во внешних мероприятиях, где есть возможность выявить перспективных ребят». Например, в декабре 2014 года корпорация выступила генеральным партнером V Кубка Москвы по решению бизнес-кейсов Changellenge Cup Moscow. «В финале конкурсанты решали кейс по бизнесу «Coca-Cola Hellenic в России», — делится опытом эксперт. — Мы смогли не только услышать интересные решения в области маркетинга и коммерции, но и пригласить финалистов пройти отбор на нашу Hellenic Management Trainee Program по упрощенной системе. Мы заинтересованы в привлечении лучших из лучших в свою команду».

Могут ли применяться свежие идеи в бизнесе, зависит от сферы деятельности компании. Например, в корпорациях, работающих на потребительском рынке, вполне. «Скажем, если у молодого человека возникнет идея нового прохладительного напитка, она может быть реализована со временем, — продолжает Татьяна Кожевникова. — Но зачастую молодые люди приходят просто с красивой идеей. Корпорациям же нужно понимать весь процесс производства продукта, начиная с того, где брать правильное сырье, и заканчивая тем, в каком сегменте рынка и через какие каналы сбыта его реализовывать». По ее словам, каждая идея должна иметь детальный и проработанный бизнес-план.

Еще один нюанс подобных конкурсов кроется, по мнению Светланы Крайчинской, вице-президента по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в том, что, как правило, в них принимают участие экономисты, а научно-техническими проектами занимаются инженеры. «Нам бы их скрестить! » — заключает она. Выходит, что проект даже может быть хорошо просчитан с экономической точки зрения, но технологии продуманы не до конца.

Если молодой человек хочет внедрить свои идеи, запустить стартап, а крупным корпорациям это неинтересно, в таком случае нужно обращаться в банки, искать инвесторов, финансирование, говорит Татьяна Кожевникова. «Компании могут предложить такому специалисту хорошую позицию с интересным функционалом, и все», — добавляет эксперт. По ее признанию, если крупные компании заинтересованы в инновациях, они, как правило, будут работать с известными провайдерами, будь-то сфера IT, R&D и др.

С одной стороны, компании не готовы брать на работу молодых людей с идеями в целях их реализации. С другой — они вполне могут мониторить рынок на предмет свежих стартапов, решений, мыслей, затем отрабатывать их и развивать внутри компании как собственные бизнес-проекты.

Для этого могут проводиться различные исследования рынка собственными и сторонними силами и разного рода открытые конкурсы. «Открытые конкурсы — способ искать идеи вовне компаний, — рассказывает Владимир Костеев, исполнительный директор НП «Клуб директоров по науке и инновациям». — Сейчас это популярный инструмент». Такие конкурсы, например, проводят МТС, ГК «Ростех», «Аэрофлот», корпорация «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). По пути проведения конкурса, а затем акселерации отобранных проектовпобедителей идут и многие IT-компании и банки. Есть также отдельная площадка-акселератор GenerationS, где проводится отбор проектов и идей из различных сфер бизнеса — медицины, технологий для жизни, энергетики, IT и телекоммуникаций. Площадка организована Российской венчурной компанией (РВК), из бизнеса в ней принимают активное участие корпорация «РусГидро», Сбербанк России, концерн «Мортон», Johnson & Johnson, «Сиббиофарм» и др.

Из корпоративных примеров заслуживает внимания опыт Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), которая входит в ГК «Ростех». В компании сформулировали так называемые открытые запросы — потенциально интересные темы, по которым она ждет предложений от разработчиков. По ним проводится ежегодная конференция, где разработчики могут продемонстрировать свои решения и непосредственно пообщаться с инженерами — конструкторами и технологами, которые отвечают за внедрение и применение решений. Также уже три года проводит собственный конкурс «Техностарт» корпорация ОМЗ. Конкурс специализируется на проектах технологий для машиностроения. Партнерами мероприятия стали АК «Алроса», УК «Лидер», фонд «Энергия без границ», УрФУ, фонд «Сколково». В этом году на конкурс было подано три сотни проектов.

«Основная цель конкурса — поиск новых перспективных проектов для внедрения и, прежде всего, для инвестиций, — комментирует Андрей Сидорин, заместитель генерального директора по инновациям ОМЗ. — Какие-то проекты уже выходят на инвестиционный комитет нашей корпорации, с какими-то мы продолжаем работать в нашем внутреннем бизнес-инкубаторе «Фабрика инноваций», доводя их до стадии, когда они будут готовы для инвестиционного комитета. Мы стараемся максимально внимательно смотреть на идею и, если она интересная, помогаем ей развиться, понимая, что готовых к инвестициям проектов в нашей сфере единицы». Еще в 2011 году отраслевой конкурс «Телеком Идея» придумали в МТС. В рамках конкурса компания собирает среди молодых изобретателей идеи возможных инноваций и «умных» IT-решений в телеком-отрасли. Уже в первый год проведения конкурс стал фантастически популярен — поступило около 200 проектов со всей России. В 2015 году состоялся юбилейный, пятый «чемпионат» телеком-инноваций. За время его существования в конкурсе приняло участие более 400 вузов и стартап-сообществ. Молодые таланты подали на рассмотрение свыше 600 проектов, многие из которых были реализованы. Победители помимо признания и последующего участия в реализации проектов получают и материальные призы — например, обучение за рубежом передовым технологиям мировой IT-индустрии.

Есть еще один важный аспект, почему компании все чаще проводят свои конкурсы или же ходят на питч-сессии федеральных и региональных проектов, венчурные ярмарки, участвуют в отборе и жюри, объясняет Владимир Костеев. «Это не только поиск новых идей, но и обучение сотрудников. Они смотрят, что сейчас в тренде, над чем работают инноваторы, анализируют собственные проблемы», — подчеркивает эксперт. То есть идеи, почерпнутые на открытых конкурсах, помогают развивать персонал и держать корпоративные умы, что называется, в тонусе».

Рыночный расклад Деньги на нишу
Скачать Содержание
Закрыть