Прошедший год стал периодом стабилизации рынка труда на фоне замедления кризисных явлений в экономике. По данным Росстата, уровень безработицы сократился с 5,5 до 5,1%. «В меньшей степени стали привлекаться работники по совместительству. Число замещенных ими рабочих мест за 11 месяцев 2017 года уменьшилось на 6%, а массовые сокращения персонала, проходившие в прошлые годы, приостановились», — говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По данным Росстата, начисленная средняя зарплата выросла на 7,2%, до 39 085 руб., а рост реальной зарплаты (скорректированной с учетом уровня инфляции) составил 3,4%.
Впрочем, как считает научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок, 2017 год для рынка труда оказался крайне неоднозначным. «Рост заработных плат в формальном секторе компенсировался их падением в неформальном (некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, без статуса юрлица. — РБК+). Численность рабочей силы за год снизилась на полмиллиона человек, и можно уверенно говорить, что это только начало», — объясняет Виктор Ляшок. По его словам, нехватка трудовых ресурсов привела к более интенсивному их использованию — среднее количество рабочих часов на одного сотрудника превысило докризисный уровень.
В таком контексте, говорит руководитель службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова, ситуация на рынке труда продолжает держать в тонусе и соискателей, и работодателей. «В 2017 году в России было опубликовано на 10% больше вакансий, чем годом ранее. В том числе в Московском регионе — на 8% больше, в Санкт-Петербурге — на 10%, в регионах — на 12%. Для сравнения: в Москве в 2015 году наблюдалось падение спроса на рабочую силу на 5%», — отмечает эксперт. Впрочем, в регионах годом ранее темп прироста вакансий был еще выше, чем в 2017-м. По словам Марии Игнатовой, подобную ситуацию можно считать естественным развитием событий после затянувшегося кризиса. «Компании более точечно подходят к процессу найма, стараются оптимизировать свои расходы. Общеэкономические показатели также не показывают явного роста, а, скорее, стагнируют, поэтому текущий умеренный рост спроса на персонал можно считать положительным трендом», — говорит эксперт.
От сырья до лекарств
По данным HeadHunter, в топ-5 быстрорастущих профессиональных областей по России в целом в 2017 году попали добыча сырья (+51%), автомобильный бизнес (+51%), промышленное производство (+46%), медицина и фармацевтика (+42%), страхование (+40%). Сфер, в которых спрос за год снизился, в стране оказалось три: маркетинг, реклама и PR (–8%), административный персонал (–9%) и управление персоналом, тренинги (-14%). «Лидером по количеству опубликованных вакансий стала сфера продаж: на нее пришлось 35% всех российский вакансий. За два года доля вакансий снизилась с 40 до 35%», — говорит Мария Игнатова.
На втором месте по количеству вакансий — ИТ-сфера, на которую пришлось 12% всех вакансий. «Динамика спроса на рабочую силу более оптимистичная, нежели в сфере продаж. В целом по стране вакансий здесь стало на 11% больше, в Московском регионе и Санкт-Петербурге — на 23%, а в регионах — на 6%», — говорит эксперт. Третье место поделили банковская сфера и вакансии для молодежи — по 11%. На пятом месте — промышленное производство с 10% прироста.
«Количество вакансий в банковской сфере в России за год выросло на 23%, в Москве — на 13%, в Санкт-Петербурге — на 19%, а в регионах — на 27%. В Москве самыми быстрорастущими сферами стали безопасность, рабочий персонал, спортивные клубы, фитнес, салоны красоты, автомобильный бизнес и производство. В Санкт-Петербурге — это спортивные клубы, фитнес, салоны красоты, автомобильный бизнес, страхование, закупки и искусство, развлечения, массмедиа», — говорит Мария Игнатова. По ее словам, в других регионах наибольший прирост зафиксирован в таких сферах, как медицина, фармацевтика, автомобильный бизнес, добыча сырья, производство и страхование. Как уточняет Виктор Ляшок, приток наблюдался в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, а также гостиничном и ресторанном бизнесе.
По оценке Марии Игнатовой, в 2018 году, скорее всего, можно ожидать аналогичную динамику рынка — количество вакансий в России вырастет на 7–12%. «В условиях снижающейся численности рабочей силы работодатели будут все более интенсивно использовать текущие ресурсы. Это может привести как к дальнейшему росту заработных плат, так и к увеличению часов работы. Также, возможно, чтобы избежать резких шоков, работодатели будут стремиться привлекать рабочую силу из-за рубежа, в том числе квалифицированную», — говорит Виктор Ляшок.
В профессиональном составе, говорит Марк Гойхман, стали более востребованы квалифицированные ИТ-специалисты в качестве кадров для торговли, банкинга, образовательных проектов, телекоммуникационного бизнеса. С учетом всего этого кажется парадоксальным, но «высок спрос на линейный производственный персонал низшего звена — рабочих, продавцов, грузчиков», говорит эксперт. Он объясняет это малыми зарплатами и оттоком мигрантов. В то же время, по словам Марка Гойхмана, уменьшается потребность в традиционных банковских служащих, кассирах, PR-специалистах, специалистах по рекламе и дизайнерах. Такой тренд связан с автоматизацией процессов и ставшей обычной в годы кризиса экономией на персонале, не приносящем прямого дохода.
Цифровая трансформация
По словам Марии Игнатовой, только 14% опрошенных HeadHunter российских компаний считают, что 2018 год будет лучше предыдущего с точки зрения рабочих процессов. О том, что он будет сложнее 2017-го, говорят 45% российских компаний. Ожидания от 2018 года примерно соответствуют тенденциям, характерным для 2017 года. И все же доля тех, кто считает, что 2018-й будет лучше, немного выросла: год назад таких было 11%. «Об увеличении оклада в 2018 году для ведущих и рядовых специалистов говорят 38% опрошенных российских компаний, для линейного персонала — 32%, для топ-менеджеров — 27%, для работников начального уровня — 26%. О снижении окладов думают или планируют его 4–6% опрошенных», — отмечает Мария Игнатова. По ее словам, в среднем оклады будут повышены на 6–10% в зависимости от позиции. Для топ-менеджеров это 10%, для линейного персонала — 7%, для специалистов и ведущих специалистов — 8%, для специалистов на старте карьеры — 6%.
В 2018 году значимым трендом будет оставаться цифровая трансформация компаний, считает управляющий партнер международной консалтинговой компании Odgers Berndtson Russia Роман Тышковский. По его словам, одной из ключевых тенденций станет требование роста ИТ-навыков у сотрудников, не имеющих прямого отношения к ИТ. Эксперт прогнозирует рост интереса как к специалистам, связанным с новыми технологиями, big data, интернетом вещей, облачными системами, так и к профессионалам в более традиционных областях, обладающим цифровыми навыками. По словам Марии Игнатовой, востребованными в ближайшие годы останутся архитекторы информационных систем, бизнес-аналитики, HR-специалисты, разработчики мобильных приложений, программисты, разработчики игр. «Востребованы будут те, кто умеет программировать, моделировать, вести переговоры, решать многоуровневые задачи и общаться с людьми», — добавляет эксперт.