Международное кадровое агентство Hays в 2017 году впервые провело в России интернет-опрос, посвященный удаленному рынку труда. В нем приняли участие 2736 респондентов из российских (51%) и международных (49%) компаний. Выборка была разделена на три группы: 33% — работодатели, 38% — офисные сотрудники и 29% — удаленные сотрудники.
Как показало исследование, в 47% российских компаний руководство не имеет ничего против, если подчиненные время от времени работают из дома. На вопрос: «Есть ли у вас удаленные сотрудники?» — утвердительно ответили 59% работодателей.
Предпочтительной формой удаленной занятости оказалась такая, при которой сотрудники все-таки регулярно приезжают в офис: более одного раза в неделю — 33%, не менее одного раза — 24%, не более одного раза в месяц — 22%, раз в квартал — 21%, один день в неделю в режиме home office — 11%, полностью home office — 8%.
«В нашем исследовании мы говорим об удаленной работе в том числе как о бонусе, который получают текущие или новые сотрудники», — отмечает генеральный директор рекрутинговой компании Hays в России Алексей Штейнгардт.
«Есть пять профессий, где фриланс и проектная работа всегда были востребованы. Дизайнеры, редакторы, копирайтеры, разработчики ПО, финансовые аналитики — им не нужно присутствовать в офисе», — говорит руководитель департамента новых проектов HeadHunter Роман Ефимов.
Чаще всего удаленных сотрудников задействуют в сферах, связанных с творчеством, преимущественно в компаниях, где нет жестких требований к рабочему режиму, добавляет руководитель группы консультантов по подбору персонала кадрового холдинга «Анкор» Наталья Кукалец.
По словам начальника отдела корпоративного развития МТС Юлии Быстрицкой, несколько лет назад сотрудники получили возможность работать удаленно в рабочее время по заранее составленному графику. Через год после найма каждый работник МТС, если он не связан с доступом к персональным данным абонентов, может по согласованию со своим руководителем работать из дома несколько дней в неделю. Опрос сотрудников компании показал: 70% предпочли бы работать дома один-два раза в неделю. Такая модель работы требует смены модели руководства, но значительно повышает лояльность сотрудников.
Сейчас 10–15% персонала МТС по всей стране работают удаленно, говорят в компании. Самый распространенный режим — работа дома один день в неделю. Это немного, но число удаленных сотрудников будет расти. Юлия Быстрицкая уверена, что хотя бы один день в неделю работать дома может почти каждый.
Больше времени вне офиса МТС проводят команды ИТ-специалистов, продакт-менеджеров, которые трудятся на проектах. Каждодневного присутствия не требуют закупки. «Благодаря такой схеме мы можем работать с командами специалистов из других городов, где у нас нет офисов», — подчеркивает Юлия Быстрицкая.
Одновременно МТС начала открывать собственные коворкинги. Первый появился в Москве, рядом с центральным офисом компании. Здесь можно поработать, провести встречу. Коворкинг пользуется большим спросом: по словам Юлии Быстрицкой, в первые два дня после открытия рабочие места были забронированы на полтора месяца вперед.
Полностью удаленные
Технологии позволяют постоянно быть на связи с офисом, общаться с коллегами, проводить конференции. Работа с использованием облачных сервисов позволяет применять полностью удаленные схемы работы для специалистов, которые заняты простыми строго регламентированными операциями.
Так работает домашний контактный центр (ДКЦ) Тинькофф Банка, запущенный пять лет назад. Через облако ведется весь рабочий процесс и обучение новичков. По словам директора по персоналу Тинькофф Банка Татьяны Кузнецовой, операторы ДКЦ привлекают клиентов, предлагают новые продукты, назначают встречи клиента с представителем банка по заявкам с сайта, напоминают об очередном платеже по кредиту. В ДКЦ работают много операторов в регионах, особенно там, где ощущается нехватка офисных рабочих мест. Всего в контактном центре трудятся 5 тыс. операторов. Средняя продолжительность работы ДКЦ — 40 часов в месяц, при этом количество рабочих часов не ограничивается, а размер вознаграждения не зависит от региона, в котором работает оператор.
Специально для сотрудниц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, домашний клиентский центр создан в Почта Банке. По словам вице-президента и директора по персоналу Почта Банка Юлии Бородай, за время, прошедшее с момента запуска проекта в 2016 году, участие в нем приняли около 400 сотрудниц банка. На предложение откликнулась каждая третья сотрудница, находящаяся в декретном отпуске. На каждую из них приходится примерно 20 часов в неделю. Юлия Бородай подчеркнула, что участие в проекте позволяет женщинам сохранить квалификацию и снизить сроки адаптации на рабочем месте после выхода из декретного отпуска.
Свободные художники
Одна из форм занятости, которая становится все более популярной и среди работников, и среди нанимателей в международном масштабе, — фриланс. По данным международной консалтинговой компании Accenture, в США, Норвегии, Саудовской Аравии 30% всего объема работ в компаниях выполняют люди, не являющиеся штатными сотрудниками. Этот сегмент рынка активно развивается благодаря биржам фриланса, где соискатели и наниматели легко находят друг друга. Такие биржи способствуют саморегуляции рынка, отмечает Роман Ефимов. Например, если предлагаемая стоимость работы ниже рыночной, у работодателя будут проблемы с поиском исполнителя. Эксперт отмечает, что рынок фриланса растет в основном за счет молодых специалистов — они не хотят сидеть в офисе, занимаясь чем-то рутинным, ценят возможность выбирать проекты, которые им интересны и достойны включения в личный портфолио.
По прогнозам компании Accenture, к 2020 году до 45% всех проектов в мире компании будут отдавать на фриланс, а в Норвегии таких компаний будет уже 64,6%.
Однако не все работодатели готовы полностью положиться на сотрудников, постоянно работающих дистанционно. Как говорит Роман Ефимов: «На фриланс чаще всего нанимают людей, которые выполняют несложные типовые операции. Если это юристы, то речь идет о составлении базовых первичных документов, если бухгалтеры — о расчете зарплат или еще каких-то несложных функциях». Более сложные задачи компании предпочитают доверять постоянным сотрудникам, погруженным в тему и знающим детали проекта.
Есть и еще одна причина, сдерживающая развитие фриланса. «Заключать договор с физлицом и платить за него НДФЛ и страховые взносы невыгодно, ИП регистрируют не многие фрилансеры, поэтому оплату обычно передают в конверте, а такие отношения ненадежны с обеих сторон», — поясняет Роман Ефимов.
Победить опасения, связанные со сложностью контроля над работниками, что свойственно большинству работодателей, помогают новые технологии и компьютерная грамотность руководства. Так считает сооснователь проекта «Стахановец» венчурного фонда Softline Михаил Яхимович. «Стахановец» — это программа, фиксирующая действия сотрудников в рабочее время за компьютером. Чтобы исключить контроль со стороны работодателей в нерабочее время, работники получили возможность самостоятельно отключать приложение. По словам Михаила Яхимовича, большинство активных пользователей приложения с функцией контроля удаленного персонала — предприятия малого и среднего бизнеса.