Инновации , Весь мир ,  
0 

Врачи на смену юристам

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Что умеют миллениалы и чего хочет поколение Z.

Забавный ролик A Millenial Job Interview о том, как молодая девушка Эми из поколения миллениум проходит интервью при приеме на работу (она ничего толком не умеет, но требует повышенного внимания к своим потребностям), посмотрели более 2 млн человек. Евгения Шамис, основатель проекта RuGenerations в России, считает, что главные особенности подмечены верно — молодые люди, родившиеся в конце 1990-х годов, которых называют миллениалами, не любят офисную работу, не хотят трудиться на скучной должности ради того, чтобы год от года медленно двигаться по карьерной лестнице, как их родители. Они ищут занятие по душе, избегают рутины и не планируют свой трудовой путь на много лет вперед. Превыше всего они ставят не коллективные, а индивидуальные интересы и хотят быть врачами. А нынешние школьники поколения Z готовятся поднимать науку и культуру.

Меньше конкуренции

Научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Виктор Рудаков, оценивая приоритеты выпускников вузов и студентов, которые родились в 1996–1998 годах, отметил, что это поколение отличается в первую очередь малочисленностью. Население страны сокращалось все 1990-е годы, смертность превышала рождаемость примерно в полтора раза. Эксперт считает, что в силу демографических причин сегодняшним выпускникам было проще поступать в вузы, поскольку пять—семь назад абитуриентов было меньше, в том числе претендентов на бюджетные места. Возможно, поэтому миллениалы в меньшей степени настроены на конкуренцию по сравнению с предыдущим поколением — молодыми специалистами, которым сейчас около 30 лет. Виктор Рудаков отметил, что данные мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ демонстрируют, что миллениалы меньше ценят материальные блага. «Для них очень важна атмосфера в коллективе, хорошие отношения между коллегами», — подчеркивает эксперт.

У миллениалов менее выражен интерес к предпринимательству по сравнению с предыдущим поколением. По данным мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, развивать собственный бизнес планируют 15–16% студентов и выпускников. Впрочем, эксперт подчеркивает, что ожидания не всегда совпадают с реальностью. Например, четверть тех, кто родился в начале 1990-х годов, будучи студентами, среди одного из ожидаемых сценариев называли переезд за границу. Таких, согласно опросу Лаборатории исследования рынка труда, было 25%, но в реальности на эмиграцию решились лишь 3% опрошенных.

Гораздо важнее, какой сценарий реализуют студенты уже сейчас. По словам Виктора Рудакова, 60% студентов вузов и 80% магистрантов сегодня совмещают учебу с работой.

«Это не всегда работа по профессии, но и в том случае, если студент подрабатывает в сфере услуг, он делает это не столько ради заработка, сколько ради приобретения опыта. Запрос на опыт работы даже у молодых специалистов студенты и выпускники воспринимают как руководство к действию», — поясняет эксперт.

При этом он добавляет, что у малочисленного поколения сегодняшних студентов, скорее всего, не будет особых трудностей с поиском работы.

«Снизились цифры приема на экономические и юридические факультеты, где до 2009 года обучались до 40% выпускников. При этом выросла популярность технических и особенно ИТ-специальностей», — отмечает Виктор Рудаков. Одним из ярких трендов поколения конца 1990-х стал рост популярности профессии врача. Именно на медицинских факультетах сегодня самые высокие приемные баллы.

Научный подход

Поколение Z — сегодняшние школьники, похожи на миллениалов интересом к ИТ-технологиям и медицине, желанием найти работу по душе, но есть и отличия.

Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, основные ценности формируются у детей до 10–12 лет, то есть еще до того, как они начинают критически осмысливать полученную информацию. На картину мира всего поколения влияют четыре фактора: большие события в обществе, воспитание, информационные сообщения и дефицит чего-либо (например, современным детям в целом не хватает живого общения). Как показали опросы и фокус-группы проекта RuGenerations, в которых участвовали дети 2003 года рождения и младше, главные идеи, которые они восприняли, таковы: «Надо развивать науку», «Надо развивать культуру» и «Что-то не в порядке с медициной».

Евгения Шамис поясняет, что тема развития науки буквально витает в воздухе — дети постоянно слышат разговоры о том, что без научных достижений невозможно строить экономику. «Предыдущее поколение вообще не рассматривало науку как область приложения сил», — подчеркивает эксперт.

У школьников интерес к ИT и новым технологиям еще выше, чем у студентов, а программировать и изобретать они, скорее всего, будут лучше. Федеральная сеть секций робототехники «Лига роботов» только в Москве имеет больше сотни кружков, «Кодабра», которая начиналась как небольшой волонтерский проект по обучению основам программирования, сегодня превратилась в полноценный бизнес. В Москве и Санкт-Петербурге «Кодабра» обучает более 500 детей. Дети, в раннем школьном возрасте увлеченные робототехникой, в результате приходят к программированию.

Биология и химия популярны и как самостоятельные науки, которыми можно заниматься, например, в студиях Политехнического музея, и как часть подготовки будущих абитуриентов медвузов, а конкурс в медицинские классы составляет несколько десятков человек на место. Интерес к медицине, считает Евгения Шамис, это следствие реформы отрасли и происходящих в ней изменений, далеко не всегда позитивных. Взрослые постоянно возвращаются к этой теме в разговорах, а дети усваивают информацию. При этом им интересна не только профессия врача, но и научные разработки в области медицины. В ходе опросов дети упоминают биотехнологии, расшифровку генома, борьбу со сложными заболеваниями.

Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в марте 2017 года, медицинское образование стало самым популярным и среди взрослых россиян — 35% респондентов высказались за то, чтобы их дети связали жизнь с медициной (в 2005 году таких было всего 12%). Развитие благотворительности вывело на первый план проблемы инвалидов и их интеграцию в общество. Дети из поколения Z упоминают об этом как о важной задаче.

В топ-10 профессий будущего вошла архитектура. «Строительство городов, урбанистика и связанная с этим дискуссия вызывают у детей интерес к этой области знания», — поясняет Евгения Шамис. Интерес к творческим профессиям также достаточно высок. Причина опять же в дискурсе о важности культуры для развития общества, разговорах об активности музейной жизни. «Преобразования музеев, которые стали современными и привлекательными для молодых людей, с одной стороны, и множество творческих детских студий высокого класса, хорошие культурные мероприятия, скорее всего, обещают нам «платиновый век» культуры», — полагает эксперт.

Скачать Содержание
Закрыть