До недавних пор ни мощность вычислительных устройств, ни общепринятые стандарты разработки программного кода не позволяли создавать автоматы, которые могли бы составить конкуренцию человеку хотя бы в отдельных рабочих профессиях. Все меняется на глазах: согласно прогнозу Международной федерации робототехники (IFR), до 2020 года на заводах мира будут установлены около 1,7 млн роботов — общее их число, таким образом, составит почти 3,5 млн, а к 2030 году роботы отберут у людей 800 млн рабочих мест.
Интеллект как искусство
Согласно прогнозам из доклада McKinsey «Будущее, которое работает: автоматизация, трудоустройство и продуктивность», использование систем искусственного интеллекта и роботов обеспечит рост производительности во всем мире примерно на 0,8–1,4% ежегодно, что придаст новый импульс экономическому росту и процветанию. «В течение всего трех—пяти лет искусственный интеллект начнет активно вытеснять людей из множества сфер, — говорит директор по развитию компании HeadHunter Борис Вольфсон. — В ряде случаев речь будет идти о полной замене роботами людей».
По подсчетам аналитиков McKinsey, существующие уже сейчас технологии позволяют автоматизировать более 2 тыс. видов деятельности в 800 профессиях. И хотя полностью заменить людей роботы в ближайшее время смогут лишь менее чем в 5% профессий, около 60% других профессий могут быть автоматизированы по крайней мере на 30%. «В первую очередь внедрение (робототехники. — РБК+) будет идти в областях, где сейчас начинают применяться программные экспертные системы, например в кредитной аналитике», — считает Борис Вольфсон. Затем наступит очередь грузоперевозок и пассажирского транспорта. «К массовому потреблению автопилотов готовится логистическая отрасль: складские решения находятся уже в довольно высокой степени роботизации, автопилоты внедряются на грузовые и пассажирские перевозки в пределах закрытых территорий с нужной инфраструктурой», — говорит генеральный директор группы компаний Robotikum Роман Усатов-Ширяев.
Переворот ожидается в промышленности: благодаря использованию манипуляторов произойдет резкое удешевлении производства и скачок в качестве продукции. «Локомотивом развития робототехники служат мегапроекты — например, промышленные производства уровня greenfield (строятся с нуля на свободных от построек земельных участках. — РБК+), создающиеся на огромной территории и требующие новой инфраструктуры», — уточняет Роман Усатов-Ширяев.
Неудивительно, что первыми роботизируют производство крупнейшие индустриальные державы. В 2016 году 74% продаж роботов приходилось на пять стран — Китай, Южную Корею, Японию, США и Германию. Китай вырвался в лидеры по продажам робототехники еще в 2013 году и с этого времени заметно укрепил свои позиции — в 2016-м на его долю приходилась почти треть (30%) мировых продаж роботов (87 тыс. единиц). США и страны Европы вместе продают ненамного больше — 97,3 тыс. единиц. Высочайшую в мире «плотность» роботов имеет Южная Корея — на каждые 10 тыс. работников-людей в 2016 году приходился 631 индустриальный робот. По данным презентации «Россия-2025: от кадров к талантам», подготовленной в октябре 2017 года The Boston Consulting Group, в мире в среднем на 10 тыс. работников предприятий приходится 76 роботов.
«Сервисботы» вместо сервисменов
В России на 10 тыс. работников предприятий приходится всего один промышленный робот. «В мире уже сформировался пул производителей промышленной робототехники — немецкая компания KUKA Roboter, шведско-швейцарская ABB, японская Fanuc и другие, — говорит Алексей Южаков, генеральный директор компании «Промобот». — С этими игроками нам конкурировать бесполезно: в промышленной робототехнике Россия свое время упустила». В некоторых отраслях российские компании начали экспериментировать с технологиями. Например, «Яндекс» в феврале текущего года провел демонстрацию автопилота, который водит машину по Москве, правда, пока с небольшой скоростью.
Но есть направление, где наши компании могут использовать свой потенциал. «Россия традиционно сильна на формирующихся рынках, — говорит Алексей Южаков. — Например, на заре интернета в нашей стране появился ряд компаний мирового уровня — «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Mail.Ru. Сейчас перспективное направление для наших компаний — так называемая сервисная робототехника. И в первую очередь замещение роботами людей на скучных, грязных и опасных работах». Это роботы-сиделки, консьержи, которые распознают входящих в подъезд по лицу, консультанты и продавцы в ретейле, которые рассказывают о товарах и пробивают чеки, гиды-экскурсоводы. Сам рынок сервисной робототехники как таковой потенциально крупнее других, и это отражается на объемах продаж разных видов роботов: если в 2017 году в мире было продано всего 3,2 тыс. строительных роботов, то роботов, занятых в сфере общения с людьми, — целых 10,3 тыс. (данные IFR).
Алексей Южаков приводит в пример свою компанию: «Мы поставляем «промоботов» в 12 стран, у нас много предзаказов в США, ОАЭ, Чили и Бразилии. Промышленная робототехника — это уже сформированный рынок, который растет всего на несколько процентов в год. А сервисная робототехника растет на десятки процентов ежегодно, и в этом сегменте у России есть все, чтобы конкурировать с глобальными игроками. Западные производители тут «закастомизировались» — развивают одни и те же направления».
Вытеснение работников-людей роботами приведет к изменению парадигмы рынка труда. Для людей это обернется необходимостью приобретать новые навыки и компетенции. «Соискателям нужно выбирать профессии или уже сейчас переучиваться, если они заняты на рутинной работе, — рано или поздно их работодатель задумается, не пора ли их работу автоматизировать», — уверен Борис Вольфсон.
Рекрутинговый бизнес тоже готовится к переменам. «Например, мы разрабатываем несколько систем, которые решают часть рутинных задач рекрутеров, например ранжирование кандидатов на вакансии. А рекрутер может заняться более значимыми задачами, которые машина самостоятельно решить пока не может», — приводит пример Борис Вольфсон.
Предприниматель в сфере технологий, основательница стартапа Littlebits (позволяет на дому включаться в процесс создания изобретений) Айа Бдайр считает, что 65% профессий, которые будут востребованы в 2035 году, пока вообще не существуют. Например, через 15–20 лет могут оказаться востребованными такие профессии, как специалист по правовому регулированию вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта, или «ветеринар» для роботов. Наконец, и сама роботизация повлечет за собой развитие нескольких сфер, таких как аналитика больших данных, разработка киберфизических систем. И здесь потребуются новые специалисты-люди.