Решения , Весь мир ,  
0 

Настройка тверской системы

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Успех реализации нацпроектов во многом будет зависеть от того, какой инфраструктурный фундамент для этого заложен в регионах.

Реализация нацпроектов, закрепивших цели среднесрочного развития России в соответствии с майским указом президента Владимира Путина, станет главным направлением деятельности как федеральной, так и региональной исполнительной власти до 2024 года. Магистральными векторами развития страны станут здравоохранение, демография, образование, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт. Не имеет статуса нацпроекта, но примыкает к ним и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Федерация и субъекты

Реализация нацпроектов, начавшаяся 1 января 2019 года (а по некоторым проектам еще в конце 2018-го), обойдется в рекордные 25,7 трлн руб. за шесть лет, причем около 5 трлн руб. должны будут взять на себя регионы. Для их поддержки предусмотрена система федеральных трансфертов — соответствующие соглашения между центром и регионами были заключены в феврале 2019 года, причем выделение средств привязано к фиксированным целевым показателям (KPI) для каждого субъекта. «Большинство субъектов Федерации по-прежнему являются реципиентами, у них дефицитные бюджеты, балансировка которых осуществляется за счет федеральных трансфертов», — поясняет этот механизм доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Плеханова Кирилл Парфенов.

Реализация нацпроектов потребует беспрецедентных усилий по наращиванию и модернизации имеющейся инфраструктуры — и значительная часть этого груза ляжет на плечи регионов. Так, нацпроект «Здравоохранение» предполагает обеспечение оптимальной доступности для населения (включая жителей отдаленных поселений) пунктов первичной медико-санитарной помощи, дорожный проект — увеличение доли региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, с 43 до 50%, а проект по жилью — наращивание объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. Впрочем, для Тверской области участие в нацпроектах — не только вызов, но и возможность. «Для нашего региона это очень серьезный шанс улучшить состояние инфраструктуры и обеспечить развитие ключевых направлений региональной экономики. Наша задача — качественно подготовиться, успешно и своевременно реализовать те возможности, которые предоставлены в связи с инициативой президента», — заявляет губернатор региона Игорь Руденя.

Неравномерная готовность

Состояние инфраструктуры в настоящее время сильно варьируется от субъекта к субъекту, говорит Кирилл Парфенов. «Наиболее благополучно обстоят дела в центре и на юге европейской части России. Уже северо-запад и север находятся в более тяжелом положении, а говорить об инфраструктурной обеспеченности на каком-то относительно современном уровне Сибири и значительной части субъектов Федерации на востоке просто не приходится», — отмечает он. По общей протяженности автодорог Россия занимает пятое место в мире, но скоростные дороги составляют лишь 0,2% общей протяженности, уточняет генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Мы занимаем третье место по протяженности железных дорог, но электрифицирована из них только половина. Без развития современных дорог развитие экономики невозможно — как и реализация всех национальных проектов», — говорит эксперт.

Пример Тверской области здесь показателен: несмотря на выгодное географическое положение между двумя крупнейшими агломерациями — Москвой и Санкт-Петербургом — регион долгое время не мог в полной мере реализовать это преимущество из-за недостаточно развитой экономической и социальной инфраструктуры. Так, по данным Росавтодора на конец 2016 года доля протяженности автодорог регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в регионе составляла 74,3%. Поэтому модернизация дорожного фонда стала одним из приоритетных направлений деятельности правительства региона, когда его возглавил Игорь Руденя. За три года бюджет регионального дорожного фонда вырос более чем вдвое: с 4,5 млрд руб. в 2016 году до 10,4 млрд руб. в 2019-м, в области были приняты региональные стандарты ремонта и содержания дорог. С 2015 по 2018 год темпы ремонта региональных и межмуниципальных дорог выросли в 6,5 раза: с 33,9 км до 223 км в год. Участие региона в нацпроекте позволит кардинально нарастить эти показатели. До 2024 года здесь должны отремонтировать не менее 1200 км региональных дорог.

При этом, согласно недавним сообщениям СМИ, именно успехи в реализации проекта «Дорожная сеть» могут стать критерием оценки федеральным центром деятельности губернаторов.

Помимо ремонта дорожного фонда в Тверской области запланирован и ряд новых крупных инфраструктурных проектов: создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала в Твери с участием ОАО «РЖД» и компании «Трансмашхолдинг», а также строительство северного обхода Твери. По словам Игоря Рудени, строительство обхода замкнет транспортное кольцо вокруг с столицы области. «Таким образом мы сформируем очертания современной тверской агломерации. Это будет новый этап развития города, повысится транспортная доступность в регионе, появятся переходы через Волгу со стороны Москвы, появится возможность объезда города грузовым транспортом», — заявил губернатор.

Коммунальные активы

В Тверской области за три последних года успели провести системную реформу коммунальной сферы и управления объектами критической инфраструктуры. Благодаря консолидация коммунальных активов под контролем правительства области находятся сети тепло-, водоснабжения и водоотведения в Твери (ООО «Тверская генерация» и ООО «Тверь Водоканал»), а в 2019–2020 годах по поручению губернатора в регионе будет проведена интеграция водоканалов 20 городов и поселков в единую систему управления. Для этого «Тверь Водоканал» заключит концессионные соглашения с администрациями муниципальных образований на реконструкцию местных очистных сооружений, а также модернизацию сетей водоснабжения и водоотведения. Инвестиционная программа компании на 2019–2025 годы обойдется почти в 2 млрд руб., часть мероприятий предполагается включить в рамки федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», нацпроекта по экологии. В области также проводится модернизация электросетевого комплекса, а объем финансирования целевой программы повышения надежности электроснабжения потребителей Тверской области на 2018–2019 годы должен составить 5 млрд руб. При этом для предприятий малого бизнеса, сельхозпроизводителей и других потребителей на низком уровне напряжения с 2019 года тариф был снижен на 10%, а для крупных потребителей тариф на услуги по передаче электроэнергии среднего и высокого напряжения был заморожен для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Бизнес приглашается в парк

На привлечение инвестиций направлено и строительство новых площадок: в дополнение к шести действующим индустриальным паркам (объем инвестиционных проектов в них составил более 17,7 млрд руб.) в 2019 году начнется создание инфраструктуры первой очереди технопарка «Эммаусс» вблизи федеральной трассы М-10 и строительство государственного индустриального парка «Боровлево-3» (планируемый объем вложений — 4,7 млрд руб.). На территории самой Твери планируется реализация двух масштабных проектов — комплекса «Тверь-Сити», в котором могли бы разместиться бэк-офисы столичных компаний, и выставочного центра «Тверь-Экспо». Важнейшим инвестиционным прорывом стало заключение серии контрактов Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ), обеспечившее полную загрузку мощностей предприятия. Помимо контрактов с АО «Центральная ППК» на поставку поездов «Иволга» в феврале ТВЗ подписал договор с Федеральной пассажирской компанией на поставку в 2019–2025 годах 3730 пассажирских вагонов локомотивной тяги на сумму 237 млрд руб.

Особые усилия правительства Тверской области направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства — нацпроект предполагает увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек к концу 2024 года. «На гарантированную поддержку бизнеса предполагается направить порядка 3 млрд руб.», — заявил Игорь Руденя. Так, уже в 2019 году в Твери будет создан центр «Мой бизнес» (всего в стране к 2024 году их должно появиться сто). Он объединит на одной площадке всю инфраструктуру поддержки МСП: предоставление льготных займов, инвестиций, лизинг, содействие в экспорте, услуги МФЦ; размер федеральной субсидии на его создание составит 72,7 млн руб. Кроме того, уже действующий в области Фонд развития промышленности начнет выдавать займы на выпуск высокотехнологичной продукции. Запланированные в региональном бюджете 48,3 млн руб. на поддержку промышленности позволят привлечь еще 112 млн руб. из федерального фонда, а докапитализация областного Фонда содействия предпринимательству более чем на 211 млн руб., по прогнозам властей, позволит привлечь в экономику региона в текущем году 1,5 млрд руб. за счет предоставления бизнесу льготных займов и поручительств по кредитам.

Больницы, школы, детсады

В рамках национального проекта «Демография» в области планируется строительство новых детских учреждений. В Твери впервые за 15 лет начато строительство новых школ: три планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году; в области появится также 13 новых детских садов. Средства на это будут выделены из федерального, областного и местного бюджетов, правительство субъекта Федерации также старается привлекать к строительству социальных объектов госкорпорации: так, при участии «Роснефти» проходило строительство единого образовательного комплекса в поселке Хотилово-2 Бологовского района, включая детский сад на сто мест — в дальнейшем его планируется использовать как типовой проект. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» региону будет выделено из федерального бюджета 2 млрд руб. на строительство детской областной клинической больницы, а в сельских территориях будет развиваться сеть фельдшерско-акушерских пунктов — их планируется установить либо капитально отремонтировать более 70, а также создать центры амбулаторной онкологической помощи.

Бюджетное оздоровление

Всего же в 2019 году на финансирование нацпроектов в регионе будет направлено более 8,3 млрд руб., включая 6,5 млрд руб. федеральных субсидий. Хотя регион остается дотационным, за три года его правительству удалось сократить внешний долг с 25,5 млрд руб. в 2016 году до 14,2 млрд руб. в январе 2019-го. «Я уверен, если так будет продолжаться и дальше, то все будет хорошо. Понятно, что всегда найдутся какие-то проблемы, но главное, что мы движемся поступательно. К 2023 году мы будем иметь профицит бюджета не менее 125 млн руб. Главное — не сбиться с намеченного курса», — заявил глава региона.

Не подорвет ли положительную динамику груз новых социальных обязательств по нацпроектам? Нести его все равно придется, однако важно дозировать эту нагрузку, полагает Дмитрий Журавлев. «Главное — точно определить размер этого груза, чтобы ресурсы соответствовали задачам и задачи были выполнимыми. Все равно больше, чем могут, регионы не сделают. А если нужно больше, то ресурсы для этого должны быть предоставлены Федерацией в виде трансфертов», — заключает эксперт.

Содержание
Закрыть