Открывшаяся в 2019 году 669-километровая трасса M-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом стала крупнейшим российским инвестпроектом в области дорожного строительства. Проект сулит ощутимую выгоду Твери, по которой прошло
В Тверской области теперь можно не только проехаться с ветерком через место, которое, по словам Игоря Рудени, являлось «главным светофором Центральной России». Как пояснил президент РФ Владимир Путин, регионы по маршруту следования М-11 с ее открытием получили возможность повысить конкурентоспособность, в том числе в туристической отрасли. «Это повышение инвестиционной привлекательности в целом», — пояснял президент.
По словам исполнительного директора Института экономики города Татьяны Полиди, скоростные трассы повышают транспортную связность регионов на ее маршруте и увеличивают «потенциал для их взаимодействия». «Вложения в транспортную инфраструктуру определенно дают экономический эффект», — рассуждает Полиди. В Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ ранее приводили данные, что уменьшение времени в пути между центрами регионов всего лишь на 1% приводит к увеличению товарооборота между этим областями на 1,7%. «Вокруг дорог невысоких технических категорий, второй и ниже, образуется микроэкономика, связанная с обслуживанием трассы. Это прямой экономический эффект для населенного пункта, — рассуждает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Для дорог высших технических категорий, например М-11, придорожный бизнес особого эффекта не дает. А экономика региона выигрывает, когда в области есть грузовая база, вывоз которой приспособлен к автоперевозкам и может выиграть за счет скоростей». В Институте экономики города в этой связи видят потенциал и в развитии логистических центров в регионе, поясняя, что подобные комплексы «всегда располагают за пределами крупных городов, но они должны быть хорошо связаны инфраструктурно».
Татьяна Полиди также прогнозирует, что запуск М-11 создает для Твери «предпосылки развития туризма». Через область проходит маршрут высокоскоростных поездов «Сапсан», которые делают в городе остановку, но эксперт считает, что с их помощью «этот поток вряд ли может быть создан — все-таки поезд идет в Санкт-Петербург». «С появлением хорошей дороги открывается доступ к туристическим достопримечательностям региона. Причем платность этой дороги для туризма имеет малое значение», — говорит Михаил Блинкин. По словам эксперта, выигрыш региона от притока туризма в связи с запуском высокоскоростной трассы может быть даже больше, чем от ускорившихся грузоперевозок.
Пилотный трамвай
Между тем областные власти сообщили в 2019 году о планах внутригородской реформы перевозок. Так, Игорь Руденя в ходе ежегодной декабрьской пресс-конференции заявил о внедрении новой модели общественного транспорта и о скором возвращении трамваев на тверские улицы. По словам губернатора, в генплане областного центра зарезервированы территории под трамвайные пути, сохранены трамвайные парки, а в областном бюджете заложены средства на развитие этого транспорта. Но главное — Тверь стала участником совместного проекта Внешэкономбанка, Минтранса и Минфина РФ по развитию транспортной инфраструктуры городов-миллионников. Проект инициирован российским правительством и финансируется из средств Фонда национального благосостояния. По словам Игоря Рудени, именно в его рамках Тверь выбрали пилотным регионом для восстановления трамвайного движения. В рамках проекта запланированы модернизация трамвайных путей и депо, реконструкция тяговых подстанций и закупка современного подвижного состава.
Михаил Блинкин напоминает о трамваях «Витязь» Тверского машиностроительного завода. «Это один из немногих видов машиностроительной продукции, конкурентоспособной на европейском уровне, — говорит эксперт. — Современный трамвай в Твери — это решение транспортных проблем и демонстрация национальной продукции мирового уровня не на выставочном стенде, а прямо на улицах».
Инфраструктура и экология
Новая модель функционирования пассажирского транспорта будет с февраля 2020 года обкатываться и на автобусных перевозках. Для этого власти закупают новый комфортабельный транспорт экологического стандарта «Евро-5» с кондиционерами, приборами навигации и видеонаблюдения, электронными табло, системами безналичной оплаты проезда и оборудованием для перевозки инвалидов. Новые автобусы брендируют в едином стиле, оснастив, например, логотипами «Транспорт Верхневолжья» — его внешний вид выбрали местные жители (в ходе опроса региональным Минтрансом). Реформируют и систему оплаты: на автобусах вводится единый тариф (25 руб. за разовую поездку; 21 руб. при покупке абонемента). Действующие льготы обещано не только сохранить, но и, возможно, расширить. Так, власти прорабатывают возможность введения льготного проезда на электричках для школьников и студентов. Игорь Руденя дал понять, что этот вопрос решат к середине 2020 года. В областном правительстве обещают, что льготным проездом будет охвачено 100% маршрутов, причем власти разрабатывают возможность внедрения для этих целей социальной карты на основе платежной системы «Мир».
Время работы общественного транспорта планируется продлить, а также увеличить число рейсов до социальных объектов и «территорий экономического развития». Например, обещано обеспечить дополнительным транспортом шесть населенных пунктов в Калининском районе, увеличив количество рейсов на пригородных маршрутах почти на треть. Кроме того, планируется сократить интервал движения автобусов до двух-четырех минут, а в отдаленных районах области — до 5–15 минут. При этом за соблюдением расписания будет следить автоматика, а водителям в случае нарушений и опозданий обещают выписывать штрафы. Наконец, пассажиры и сами смогут отслеживать передвижение транспорта в реальном времени с помощью приложения для смартфонов и планшетов. В региональном Минтрансе ожидают, что реформа перевозок увеличит провозную способность на 10% (до 18 тыс. человек в час). Первые партии новой техники прибудут в область в ближайшие месяц-два. Всего на маршруты планируется выпустить 470 автобусов. «Грамотные качественные перевозки — ключевое условие развитие региона», — заключил губернатор.
По словам Михаила Блинкина, во всех крупных российских городах с населением от полумиллиона человек «асфальт положен по советским планировкам и не рассчитан на массовую автомобилизацию». «На асфальт ложится большой парк машин, примерно 300–400 штук на тысячу жителей. Это уже больше Восточной Европы», — рассуждает он. В Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ говорят, что в Москве, Твери и Красноярске на каждый автомобиль приходится «примерно по 20 кв. м асфальта». «Чтобы город ехал, надо 150–200 м», — рассуждает Михаил Блинкин. Татьяна Полиди говорит, что в Москве в развитие общественного транспорта вкладывается около 10% валового регионального продукта (ВРП), но «это аномальная цифра, которая никогда не будет доступна другим городам». «Хорошим ориентиром» эксперт считает вложения в инфраструктуру в 4–5% от ВРП. Траты на транспорт в 4–6% от валового городского продукта Твери, по мнению Татьяны Полиди, позволят «двигаться по пути повышения качества услуг». «Смысл инвестиций в инфраструктуру в городской экономике состоит в сокращении времени в пути и улучшении экологии так, чтобы мотивировать граждан отказаться от личного транспорта», — полагает она.