Решения , Весь мир ,  
0 

Инвестиции в высокоскоростном режиме

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Автотрасса «Нева» принесет новые инвестиции в расположенные между Москвой и Петербургом регионы — например, в Тверскую область. Каждый процент уменьшения времени в пути добавляет 1,7% товарооборота, подсчитали эксперты.

Торжественное открытие автотрассы M-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом состоялось 27 ноября. Это первая в истории России дорога, объединяющая крупнейшие агломерации и построенная с нуля в постсоветское время. Трасса длиной 669 км проходит по территории шести российских регионов; ее ввод в эксплуатацию позволил вдвое сократить время поездки между Москвой и Санкт-Петербургом и разгрузить существующую автодорогу М-10. Расчетная скорость движения по магистрали составляет 110–130 км/ч. Кроме того, запуск построенной по современным стандартам безопасности трассы позволил почти в два раза сократить показатель аварийности на дорогах между двумя столицами. Эксперты госкомпании «Автодор» ожидают падения смертности на трассах между крупнейшими мегаполисами страны в три—пять раз к 2030 году. Наконец, в «Автодоре» отмечают, что на всех участках дороги экстренную помощь водителям готовы оказать аварийные комиссары. Чтобы оценить качество новой трассы перед ее полноценным запуском, на автопробег по ней отправилась правительственная комиссия с участием помощника президента РФ Игоря Левитина, министра транспорта РФ Евгения Дитриха, главы «Автодора» Вячеслава Петушенко и глав регионов, в том числе губернатора Тверской области Игоря Рудени.

Область без пробок

Значительный участок новой трассы, около 300 км, прошел как раз по территории Тверской области. «До этого, когда транспортные потоки перемещались по М-10, собирались большие пробки в Вышнем Волочке. В городе даже был светофор, который называли главным светофором Центральной России, потому что пробки достигали нескольких километров. Сегодня их нет», — рассказал Игорь Руденя. Действительно, открытый в регионе в 2014 году первый участок М-11 (объезд Вышнего Волочка) позволил ликвидировать многокилометровые пробки на одном из наиболее сложных участков магистрали М-10. В 2017 году была введена в эксплуатацию секция трассы от Твери до Вышнего Волочка в обход Торжка, а в 2018 году — и в обход города Бологое. Наконец, в июле 2019 года было запущено движение по 52-километровому участку от Клина до Твери. В итоге преодолеть 135 км от МКАД до Твери теперь можно чуть более чем за час.

При этом трасса «Нева» представляет собой первый крупный инвестиционный проект федерального уровня в области дорожного строительства. В рамках его реализации было возведено 337 искусственных сооружения и создано 30 транспортных развязок. Общая стоимость строительства магистрали составила 550 млрд руб., при этом 148 млрд руб. были привлечены из внебюджетных источников, в том числе от двух концессий — французской компании Vinci и турецкой Içtas-Astaldi. Открывая трассу, президент РФ Владимир Путин назвал ее «важным инфраструктурным проектом, который будет играть существенную роль для всей страны». «Это повышение конкурентоспособности регионов, по которым трасса проходит, это новые возможности для туристической отрасли, это повышение инвестиционной привлекательности в целом», — пояснил президент. Одним из регионов прохождения трассы, который может получить весомую выгоду от инфраструктурного проекта, может стать Тверь. По словам Игоря Рудени, М-11 позволит вывести «на качественно новый уровень развитие туризма и региональной инфраструктуры» в области.

Дорога прибыли

Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков считает, что запуск скоростных трасс «дает много мультипликативных эффектов социального развития в регионах, через которые она проходит». Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова говорит, что в случае с дорогой «Нева» наиболее быстро окупаемые инвестиции следует ожидать при обустройстве самой магистрали (заправки, пункты общепита и т.п.), так как сейчас на автодороге практически отсутствует сопутствующая инфраструктура.

Николай Калмыков поясняет, что «рабочими местами для поддержания трассы» эффект для экономики регионов не исчерпывается, говоря о возможностях построения «серьезных бизнес-проектов». «Быстрая логистика зачастую важна для многих видов продукции», — говорит эксперт, приводя в пример доставку охлажденной рыбы, короткие сроки ее хранения и «большие шансы доехать до отдаленных населенных пунктов» при доступе к скоростной трассе. По словам Екатерины Решетовой, сокращение времени в пути способствует увеличению скорости доставки товаров между регионами. В Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ приводят данные, что уменьшение времени в пути между центрами регионов всего лишь на 1% приводит к увеличению товарооборота между этим областями на 1,7%.

В РАНХиГС добавляют, что наличие скоростной магистрали повышает конкурентоспособность экономики «с точки зрения экспорта». «Есть много товаров с высокой добавленной стоимостью, которые нужно быстро доставить. Не всегда это можно сделать самолетом. Если доставка по скоростной трассе окупается, мы становимся интереснее европейским рынкам для поставок российской продукции», — поясняет Николай Калмыков, напоминая о Санкт-Петербурге как крупнейшем российском порте.

При этом в РАНХиГС отмечают «колоссальный потенциал» Тверской области с точки зрения экономической выгоды от новой трассы. Николай Калмыков говорит о планах развития логистических центров в регионе из-за «выгодного расположения» последнего близ водной, дорожной и железнодорожной артерий. «Не все грузы целесообразно везти до столицы. Допустим, в Твери их лучше перегрузить из железной дороги на фуру. Такие логистические центры станут огромным шагом для разгрузки московского трафика. Причем они могут служить не только для внутрироссийского, но и для общемирового трафика товаров и грузов», — рассуждает эксперт. Екатерина Решетова ожидает также роста числа логистических комплексов и развития жилищного комплекса в области. По ее словам, сокращение времени в пути «увеличивает и так называемый агломерационный радиус» — зону транспортной доступности крупных мегаполисов. В НИУ ВШЭ предрекают развитие маятниковой миграции, поясняя, что жители Тверской области будут чаще ездить на работу в Москву. Николай Калмыков говорит, что скоростная трасса «снижает активность переселения в Москву и повышает возможность жить в экологически чистом регионе с видом на реку». Наконец, эксперт рассуждает о потенциале трассы для фермерских хозяйств, которые смогут организовать доставку своей продукции в московские рестораны, и о развитии местного туризма. «Туристическая доступность региона и сейчас очень высокая: туда можно приехать, скажем, на электричке из Москвы», — добавляет он.

Игорь Руденя на совещании у президента РФ также говорил о ключевом значении М-11 для местного сельского хозяйства «и туристического продвижения». «Благодаря проекту у нас развивается кластер Московское море, Завидово, Торжок и Вышний Волочек», — перечислял губернатор, говоря о перспективах реализации инвестконтрактов на 90 млрд руб., в том числе с помощью скоростной автотрассы.

Дальнейшему развитию региона поспособствует строительство северного обхода Твери. По словам Игоря Рудени, этот проект позволит «создать транспортные коридоры» до Ярославской области, Вологды и Дубны, а также привлечь двух новых инвесторов в регион — Новолипецкий металлургический комбинат, где собираются вложить 18 млрд руб. в комплекс по производству молока, и животноводческий комплекс «Коралл» с 36 млрд руб. потенциальных инвестиций.

«Там же, со стороны северного обхода, будут подъездные пути к Тверскому вагоностроительному заводу», — добавил губернатор. Транспортную доступность областного центра должно обеспечить и строительство трех многоуровневых развязок на М-11 — этот проект уже поддержали в Минтрансе РФ. Еще одно предложение — развязка в районе Вышнего Волочка и региональная хорда между трассами М-11, М-10 и М-9. В областном правительстве ожидают, что в этом случае «более коротким и качественным маршрутом» будет обеспечен транспортный поток в сторону Селигера, Осташкова, Пено и Андреаполя.

Решения Региональное плечо: какие законы помогают инвесторам
Содержание
Закрыть