Инвестиционная привлекательность регионов определяется сочетанием объективных и субъективных факторов — от географического положения и наличия природных ресурсов до состояния бизнес-среды и кадрового обеспечения. В условиях повышения конкуренции регионов за инвесторов местному правительству важно задействовать как финансовые, так и административные рычаги в целях повышения инвестиционной привлекательности. Одним из таких механизмов является создание индустриальных парков и особых экономических зон (ОЭЗ). Их резиденты создают спрос для региональных производителей и выстраивают цепочки стоимости, основываясь на импортозамещении и ориентируясь на собственные рынки сбыта, говорит профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. «Объем инвестиций резидентов ОЭЗ и индустриальных парков превысил 1 трлн руб. Мультипликативный эффект данных инвестиций способен увеличить ВВП России с текущих 1,5–2% в год до 4% и более», — отмечает эксперт.
Для региональной экономики создание индустриальных парков означает рост инвестиционной привлекательности и объема инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание дополнительных высокопроизводительных рабочих мест и развитие инновационного потенциала территории. При этом выпадающие доходы местного бюджета в случае предоставления субсидий — например, на уплату НДС — компенсируются расширением налоговой базы по НДФЛ за счет создания новых рабочих мест, объясняет директор по сертификации и аналитическим проектам Ассоциации индустриальных парков (АИП) Борис Сычев. «Государство понимает, что эффект от создания действующего предприятия, ведущего хозяйственную деятельность, всегда перекроет выпадающие доходы от налоговых льгот, особенно если это крупное предприятие, имеющее значение для конкретной отрасли», — отмечает он.
В регионах эта история еще более показательна: например, в Калужской области от 40 до 50% валового регионального продукта производится на территории индустриальных парков, говорит Борис Сычев. В администрации региона подчеркивают, что все инструменты работы с бизнесом реализованы исходя из потребностей инвесторов. «Опыт — одно из основных конкурентных преимуществ Калужской области. В регионе реализуются свыше 200 инвестиционных проектов. Мы знаем, с какими вопросами может столкнуться тот или иной инвестор, и, главное, у нас есть ответы на эти вопросы. В Калужской области постоянно совершенствуются инфраструктурные предложения для бизнеса, поэтому у инвестора сегодня — действительно огромный выбор, что также является несомненным преимуществом», — говорит губернатор региона Анатолий Артамонов.
Впрочем, в стране есть и опыт активной локализации производств без индустриальных парков, отмечает Борис Сычев. «Особенность — наличие сильного агентства по привлечению инвестиций, которое буквально за руку водит каждого инвестора и контролирует подключение каждого объекта к инфраструктуре, и четко выстроенная долгосрочная вертикаль власти, где команда не меняется долгие годы. По сути, такой регион всего один — Ростовская область. Он довольно успешен, но назвать это системной работой я не могу. Регионы же, которые добились наибольших успехов, — это регионы с очень сильными корпорациями развития и уже состоявшимися площадками», — подчеркивает он.
Региональный стандарт
Необходимость создания индустриальных парков закреплена в региональном инвестиционном стандарте Агентства стратегических инициатив. В каждом субъекте РФ должно существовать не менее одной промышленной площадки для размещения производственных мощностей, обеспеченной необходимыми транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурами, промышленного парка, технологического парка, бизнес-инкубатора и центра кластерного развития. Однако на сегодняшний день такие площадки созданы лишь в 60 регионах. При этом лучшей практикой признано определение статуса и мер поддержки таких объектов непосредственно в региональных нормативно-правовых актах (реализовано в Ленинградской, Ростовской, Ульяновской областях). Резиденты образцовых парков могут рассчитывать на юридическое сопровождение сделок по приобретению прав собственности на земельный участок, сопровождение получения разрешения на строительство, услуги генерального подрядчика и застройщика, подведение инженерных сетей непосредственно к границам участка и получение консультаций по налоговым льготам. Профессиональный стандарт индустриального (промышленного) парка был утвержден АИП еще в 2012 году. В число обязательных требований попали возможность доступа магистрального автотранспорта и наличие управляющей компании, концепции развития индустриального парка, доступных мощностей для инженерного обеспечения, а также оформленных земельных участков, подготовленных для строительства. На сегодняшний день добровольную сертификацию в соответствии со стандартом прошли 36 парков.
«Безусловно, некий стандарт индустриального парка уже существует. Ассоциация индустриальных парков проводит сертификацию таких территорий, и ее оценка признана экспертами отрасли», — отмечает заместитель генерального директора по развитию ОЭЗ «Технополис «Москва» Анна Горбатова. По ее словам, «капризный» инвестор, за которого конкурируют регионы, хочет от индустриальной площадки не только развитой инженерной инфраструктуры, но и удобных бытовых решений, и возможности кооперироваться с другими резидентами, чтобы создавать новые продукты и существенно экономить на логистике.
Стандарта за прошедшие годы не сформировалось, возражает партнер компании международной консалтинговой компании Odgers Berndtson Рустам Бостанов. «Я общался с несколькими представителями различных парков, и, как правило, у них очень разное представление о задачах проекта. Более того, реализация очень сильно зависит от региональных властей. Обычно у руководителей технопарков в приоритете создание эффективных продуктов, новых решений и среды, способствующей их успешной реализации. А для региональных властей целью является само по себе создание такой зоны на территории региона», — говорит эксперт.
От конкуренции — к синергии
Создание индустриальных парков позволяет сконцентрировать предприятия на одной территории, создавая синергетический эффект за счет снижения издержек на содержание инфраструктуры. Однако в будущем эта синергия должна обрести еще больший масштаб: создание единого общероссийского инфраструктурного рынка и переход от конкуренции между регионами к кооперации создаст дополнительный потенциал для развития бизнеса. Об этом, в частности, говорила глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева на февральском инвестиционном форуме в Сочи. При этом пока наблюдается нескоординированность усилий — как между регионами, так и на уровне федеральных структур. Эти противоречия должна помочь решить стратегия пространственного развития России до 2025 года, которую разрабатывает Минэкономразвития. Итогом ее реализации должно стать создание инфраструктурного каркаса страны, объединяющего федеральную, региональную и муниципальную инфраструктуры. В АИП также уверены, что совместная работа институтов развития должна привести к уходу от конкуренции регионов между собой к конкуренции с другими национальными юрисдикциями и переходу к коллективному продвижению на «внешнем контуре».
«Успех парка на 50% зависит от собственника и администрации»
Ольга Антипова, генеральный директор ООО «АДМ Партнершип»:
— Для нас, как для проектировщика, хорошо работать там, где администрация уже имеет опыт создания индустриальных парков, управленческая команда — соответствующее образование и понимание, что ей нужно.
В числе наших задач — получение исходно-разрешительной документации, подготовка ТЭО, получение технических условий на подключение к сетям, возможно и получение разрешения на строительство. Иногда для этого приходится проводить публичные слушания, менять категорию земель. Вся эта работа требует терпения, хорошего знания нормативной базы, умения выстроить контакты с администрацией и органами, от которых зависит выдача разрешений. 50% успеха зависит от собственника и администрации.
Один из ярких примеров — Калужская область, где благодаря активному участию администрации в проекте от планирования до реализации всем инвесторам и участникам были предоставлены максимально благоприятные условия. Помимо предоставления налоговых льгот и субсидий, конкурентоспособных тарифов на услуги естественных монополий при строительстве парка «Ворсино», например, была скрупулезно проработана в целом энергетическая концепция области.