Если в 2008 году на нехватку квалифицированных работников как основное препятствие росту указывали 15% директоров промышленных компаний, опрошенных Росстатом, то в марте 2019 года — 19% респондентов в обрабатывающих (восьмое по значимости из девяти препятствий) и 15% в добывающих отраслях (шестое по значимости из девяти препятствий).
Особенно остро дефицит специалистов ощущается в инновационном секторе и высокотехнологичных производствах, считает Анатолий Карачинский, председатель комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. «Необходимо, чтобы работник обладал умением вырабатывать инновации самостоятельно», — поясняет эксперт.
Отсутствует в России и прогнозирование спроса на профессиональные компетенции и навыки. «Прежде всего это снижает темпы технологической модернизации экономики страны», — считает Анатолий Карачинский.
Учились не тому
При этом масштабное исследование НИУ ВШЭ «Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы: кто бежал быстрее?» выявило, что людей с высшим образованием на рынке труда в России более чем достаточно. Одним из объяснений дефицита кадров при их формальном наличии стало то, что, «глубоко «провалившись» по зарплате по отношению к другим секторам, промышленность потеряла доступ к «сливкам» квалифицированного труда», отмечают в НИУ ВШЭ.
В 2017 году исследователи из The Boston Consulting Group (BCG) опросили российские компании из 22 отраслей с суммарной численностью сотрудников свыше 3,5 млн человек и пришли к такому выводу: более 80% трудоспособного населения страны не имеют навыков и компетенций для работы на современных рынках. По оценке BCG, для развития экономики РФ и ее перехода к новому промышленному укладу до 2025 года необходимо подготовить 10 млн квалифицированных кадров, соответствующих требованиям экономики знаний.
В свою очередь, затруднена межрегиональная мобильность внутри страны. «Это прежде всего проблема рынка жилья и большой разницы в уровне благополучия разных регионов: продав жилье в депрессивном районе, вы ничего достойного в более благополучном регионе не купите», — говорит директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Дело рук самих предприятий
«Да, проблема нехватки квалифицированных кадров существует. Компании вынуждены или приглашать зарубежных специалистов, или отправлять за границу на обучение своих сотрудников», — признает Анна Горбатова, заместитель генерального директора по развитию ОЭЗ «Технополис «Москва». По ее мнению, решением проблемы могут стать обучающие программы в рамках индустриальной площадки. Так, в ОЭЗ «Технополис «Москва» Московский государственный образовательный комплекс готовит специалистов для резидентов ОЭЗ. В разработке образовательной программы и преподавании отдельных дисциплин часто принимают участие представители компаний-резидентов.
Денис Скоморохов, гендиректор технопарка «Университетский» в Свердловской области (объединяет возможности межрегионального центра компетенций и центра оценки квалификаций АНО «Наносертифика»), рассказал о губернаторской программе «Уральская инженерная школа», благодаря которой в Свердловской области выстраивается система непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров. Оценка квалификации работала также для студентов Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного федерального университета и Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова; в апреле 2019 года студенты Донского государственного технического университета впервые прошли сертификацию в системе «Наносертифика — Кадры для инноваций».
Правительство Красноярского края решило с 2017 по 2021 год выдавать ежегодно 2 млн руб. в качестве компенсации затрат компаний на подготовку и переподготовку кадров. В правительстве региона считают, что субсидии обеспечат прирост высокопроизводительных рабочих мест до 3% в год. «Эта мера позволит повысить качество профессионального образования и наладить связи образовательных учреждений с компаниями», — пояснил руководитель департамента промышленной политики Краснодарского края Иван Куликов. Красноярский край является одним из 20 пилотных регионов, в которых происходит апробация стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив. К апробации стандарта в регионе, в частности, подключилась группа компаний ОТЭКО, которая инвестирует порядка $6 млрд в строительство на Таманском полуострове «Индустриального парка». «ОТЭКО планирует задействовать в проекте 10 тыс. человек. Сегодня с их стороны есть заинтересованность более чем в 800 местных специалистах — рабочих и инженерах», — сообщил Иван Куликов.
В правительстве Калужской области рассказали, что для решения вопроса обеспечения новых предприятий специалистами создали на базе действующих средних и высших образовательных учреждений центры подготовки кадров автомобильной и фармацевтической отраслей, где внедрили систему дуального образования, что предусматривает подготовку специалистов по системе, сочетающей обучение в учебном заведении с производственной практикой. «Это оказалось очень эффективным решением при наращивании кадрового потенциала для экономики региона», — сообщили в областном правительстве. Как и в Калуге, модель дуального образования активно применяется в Татарстане, Пермском и Красноярском краях, Ульяновской, Ярославской, Волгоградской, Московской и Нижегородской областях.
Генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин говорит, что в регионе благодаря традициям машиностроения кадровая проблема на сегодняшний день остро не стоит. Кроме того, специализированные программы, запущенные компаниями с местными высшими и специальными образовательными учреждениями, позволяют компенсировать выбывающих специалистов. «Спрос на технические специальности будет расти, — прогнозирует он. — Для его удовлетворения, в частности, в регионе действует губернаторская ипотека на покупку жилья для людей ключевых специальностей».
Еще одним инструментом решения кадрового вопроса в регионах является развитие Национальной системы квалификаций, апробация которой началась в 2016 году. Она должна дать возможность согласовывать спрос на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Координировать работу системы в регионах должны методические центры. На сегодняшний день они действуют в 30 субъектах РФ, охватывающих все восемь федеральных округов: восемь в Приволжском ФО, шесть в Сибирском ФО, пять в Центральном ФО, четыре в Северо-Западном ФО, два в Уральском ФО, два в Южном ФО, два в Дальневосточном ФО, один в Северо-Кавказском ФО. Предполагается, что методические центры будут действовать во всех регионах страны.