— Россия переживает реиндустриализацию: создаются специализированные территории для развития промышленности. В каких направлениях этот процесс идет в столице страны, откуда еще не так давно массово выводили заводы старого типа?
— Москва практически весь период новейшей истории являлась крупнейшим индустриальным центром, что обусловлено концентрацией в столице базы исследований и разработок с последующим серийным производством продукции, а также профессионального и высшего технического образования.
Другой вопрос, что сегодня Москва резко повышает требования к экологическим стандартам и нормам, связанным с комфортом людей, проживающих вокруг индустриальных территорий. В связи с этим как раз столица и формирует повестку, связанную с реиндустриализацией. Структура и размер индустрии будет изменяться в сторону малых и средних форм. Предприятия должны быть прежде всего конкурентоспособными и в то же время соответствовать всем санитарным и экологическим требованиям. Как показывает пример «Технополиса «Москва», такие форматы очень востребованны. Я предполагаю, что Москва будет этим курсом 20–30 лет совершенно точно следовать.
— Все ОЭЗ предоставляют налоговые льготы своим резидентам, система едина. Какие преимущества есть у московского технополиса?
— Льготный налоговый режим ОЭЗ действительно известен всем участникам рынка. Москва же дает полноценно действующую экосистему, которой зачастую не располагают другие регионы России. Важна комбинация факторов: от удобной логистики, структурированного предложения на рынке труда, классных технических вузов до экосистемы ОЭЗ, где выстроена линейка профессиональных и бытовых сервисов, позволяющих реализовывать резидентам ОЭЗ принцип «город в городе».
Столичная экосистема для бизнеса — это профессиональный лифт, система навигации, адаптивное образование, высокий уровень научной школы и, соответственно, имплементации научных идей в R&D. «Технолопис «Москва» позволяет людям решать все свои не только профессиональные, но и жизненные задачи вблизи рабочего места — заниматься спортом, обучать детей, проходить самим допобучение.
— Что собой физически представляют эти площадки?
— В «Технополисе «Москва» есть оба формата для открытия производств — браунфилд и гринфилд. Первый сосредоточен в Печатниках, на бывшем заводе АЗЛК. В его корпуса заходят мелкие и средние индустриальные предприятия, которые, как правило, занимаются и собственными разработками. Незастроенные площадки для предприятий имеются в Алабушево. На территории, которая подготовлена к приходу инвесторов, существует вся дорожная сеть, управляющая компания обеспечивает все технические аспекты, связанные с работой инвестора, — так и создается экосистема.
— Сколько всего сейчас резидентов?
— Более 60. И мы предполагаем, что компаний, которые получат соответствующий статус, до конца года будет не менее 80.
Насколько актуально, учитывая такую динамику, создание кластеров по разным отраслям?
Абсолютно актуально. Мы развиваем кластеры, исходя из тех запросов, которые слышим «на земле» от наших резидентов. Например, кластер биофармацевтики, о создании которого мы объявили несколько месяцев назад, уже собрал более 20 компаний. Это как уже состоявшиеся бренды, так и стартапы. Формируется кластер микроэлектроники, который будет группировать более 40 компаний, что вполне логично, потому что одна из наших базовых локаций — Зеленоград — является колыбелью российской микроэлектроники. Компании исторически здесь лоцированы, при этом они сами продуцируют целый пул спин-офф компаний и стартапов, которые, я надеюсь, на базе экосистемы, которую мы создаем, будут формировать новое лицо индустрии.
У нас обязательно будут также кластер новых материалов и композитов и ИТ-кластер.
Внутри кластеров их участники получают удобные общие сервисы — например, «Чистые прачечные», «Мехмастерские», профессиональное или адаптированное обучение.
— На какие рынки ориентируются резиденты «Технополиса «Москва»?
— До 30% выпускаемой продукции должно быть ориентировано на экспорт. Пока это таргетная величина, потому что значительная часть наших производств находится в стадии проектирования или строительства. В любом случае мы исходим из того, что резиденты должны быть конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и в мировом измерении. Этому способствуют в том числе московские городские программы, направленные на раскрытие экспортного потенциала компаний.