По данным Росстата, за последние 20 лет средний возраст женщины, рожающей первенца, вырос на пять лет и составляет 26,1 года. Самый активный детородный возраст сегодня — 30 лет. Тенденция откладывания беременности заметна во всем мире, говорит директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский. Согласно отчету Eurostat, 40% женщин в странах Евросоюза рожают первенца в возрасте от 30 до 39 лет.
Увеличившийся средний возраст роженицы изменил привычные стандарты родовспоможения, говорит главный врач ГКБ им. В.В. Виноградова Ольга Шарапова: «Первородящих женщин после 35 лет стало больше. Статистика по нашему роддому — более 55%. И конечно, в таком возрасте женщина хочет определенных условий и особого к себе отношения».
«Раньше мы вытворяли чудовищные вещи, родильные дома были построены по тюремному режиму. И с точки зрения тех представлений это было правильно, мы боялись заноса инфекций», — говорит член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Виктор Радзинский. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до сих пор более 800 женщин ежедневно умирают от осложнений после родов. В основном это происходит в странах третьего мира. Но риск сепсиса, по словам Виктора Радзинского, сохраняется и в государствах с развитой медициной.
Подходы к акушерству, в том числе благодаря неврологам, психологам, неонатологам, которые критиковали существовавшие в роддомах «тюремные порядки», серьезно изменились. «Если раньше врачи смотрели на женщину и ее беременность, то сегодня смотрят на диаду «мать — дитя», — говорит перинатальный психолог, преподаватель Московского института гештальта и психодрамы Татьяна Белкина. Отсюда, по ее словам, появившиеся нормы совместного пребывания женщины и новорожденного в палате.
Законодательно право мужа или другого родственника присутствовать на родах (за исключением тяжелых медицинских случаев и оперативных вмешательств) было закреплено в нашей стране в 2011 году. До этого парные или партнерские роды были доступны лишь на платной основе. Сегодня эта возможность предоставляется всем семьям и пользуется большой популярностью, отмечает Ольга Шарапова. В ГКБ им. В.В. Виноградова ежедневно из 30 родов примерно половина — партнерские. «Для нас очень важно, что рядом с женщиной находится любимый человек. Когда женщина комфортно себя чувствует, она лучше рожает», — говорит Ольга Шарапова. Рекомендуют присутствие на родах мужа, матери или близкой подруги и во Всемирной организации здравоохранения.
Кроме того, если раньше первородящие женщины старше 35 лет чаще были заточены на кесарево сечение, сейчас они в основном рожают самостоятельно. «Число оперативных вмешательств не растет и даже имеет тенденцию к снижению», — замечает Ольга Шарапова.
Гуманизация коснулась и самого процесса родов, говорит перинатальный психолог и доула Светлана Шнырова: «Раньше рожающая женщина должна была лежать на кровати, ее воспринимали как пациента. Сегодня появилась свобода поведения в родах». В некоторых палатах появились ванна, коврик, чтобы встать на колени, а женщина может выбрать, как ей удобно рожать и кого взять с собой — мужа или доулу. Светлана Шнырова отмечает, что в России доулы изначально были психологами, на Западе же это отдельная профессия, требующая подготовки.
Доула владеет техниками телесной поддержки, помогает найти удобную позу, когда нужно походить или посидеть на мяче, может сделать массаж, отмечает перинатальный психолог Татьяна Белкина: «Но она не ведет процесс родов, это очень важно понимать». По словам психолога, врач занимается биологическими процессами и отвечает за то, чтобы роды прошли благополучно, доула же оказывает роженице моральную и психологическую поддержку.
В хабаровском родильном доме № 4, например, в этом году пошли на эксперимент: доул при желании рожениц приглашают к ним бесплатно. По словам главного врача хабаровского роддома Михаила Гаева, цель — свести к минимуму стресс женщин без применения медикаментов. Результаты эксперимента хабаровские врачи обещают подвести следующей весной, но уже сейчас отмечают, что в работе медиков и доул бывают расхождения.
Ольга Шарапова рассказала, что подобный опыт сотрудничества в ГКБ им. В.В. Виноградова в 2017 году оказался неудачным. По ее словам, из-за действий доулы в разрез с рекомендациями врача за три месяца такой работы резко увеличилось количество «тяжелых» детей, с неврологической симптоматикой.
Виктор Радзинский тоже относится к этому явлению настороженно: «Доула — это женщина с жизненным опытом. Нет профессии доула». Он опасается, что в ряды доул пытаются проникнуть неудавшиеся акушерки и медсестры.
Татьяна Белкина предостерегает от вмешательства доулы непосредственно в медицинский процесс, в частности от уговоров роженицы отказаться от анестезии. Ключ к успеху в совместном сопровождении рожениц — в четком разделении обязанностей, говорит она: «Врач выполняет свою работу, доула свою, перинатальный психолог свою, более узкую компетенцию. Когда они не конкурируют между собой, роженица чувствует опору на каждого, и результат в этом случае будет более благополучным».
Сопровождение родов доулами набирает популярность (уже есть объединения доул, учебные центры, профессиональные стандарты). Не исключено, что если эксперименты в роддомах с участием доул пройдут успешно, то такая специальность может получить официальный статус. Всем участникам процесса нужно будет учиться работать по новому стандарту: доулам — получать официальное образование и проходить жесткий отбор, а врачам — привыкать к присутствию еще одного специалиста в родовой палате.