— Как развивается сейчас инвестиционной рынок? В начале пандемии была высокая волатильность, потом спад волнений. Что ждет фондовый рынок до конца года?
— Наша оценка перспектив до конца года умеренно позитивна. Индекс РТС наполовину отыграл потери, которые понес в первом квартале во время пандемии. Это хороший результат, и потенциал для дальнейшего роста сохраняется. Благодаря стабилизации ситуации в России и мире дисконт российского фондового рынка относительно аналогов снизился до минимального уровня с 2016 года, однако он пока недооценен на 40% относительно развивающихся рынков в целом.
Факторы риска — пандемия коронавируса и политические события. Если ведущие экономики мира пострадают от второй волны COVID-19 и сопутствующего карантина, волатильность может затронуть все глобальные фондовые площадки, включая российские. Однако мы считаем такое развитие событий маловероятным.
На мой взгляд, акции с низкой оценкой или высокой дивидендной доходностью в ближайшие месяцы, вероятно, будут котироваться лучше других эмитентов на российском рынке. По нашим наблюдениям, именно им отдают предпочтение розничные инвесторы, число которых на российском фондовом рынке растет, в то время как глобальные инвестфонды предпочитают покупать недооцененные акции в периоды волатильности. Компании из расчетной базы индекса РТС обеспечивают дивидендную доходность 6% — это один из лучших показателей среди крупнейших развивающихся рынков, который свидетельствует о значительном потенциале российского рынка, обусловленном недооценкой местных эмитентов.
— Какие направления инвестиций сейчас развивают крупнейшие компании?
— В основном бизнес вкладывается в переоснащение производства. В частности, нефтяная и химическая промышленности за последние пять лет существенно увеличили долю инвестпроектов, связанных преимущественно с модернизацией технологий и повышением глубины переработки. В этих же отраслях растет спрос на технологичную продукцию более глубокой переработки. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности импульсом для модернизации стала программа импортозамещения.
В энергетике на первое место встает экологическая повестка, и двигателем инвестиций является переход на возобновляемые источники энергии. Интерес инвесторов и кредиторов к таким проектам в первую очередь связан с существующим в отрасли механизмом возврата инвестиций через договоры о предоставлении мощности, в том числе для сегмента возобновляемой энергетики.
— Какие крупные проекты в сегменте госинвестиций вы можете отметить?
— Серьезные инвестиции мы видим в инфраструктурном строительстве: только в сегменте транспортной инфраструктуры у нас в работе проекты с объемом капитальных вложений свыше 1 трлн руб. Также отмечаем высокую инвестиционную активность в области мусоропереработки, — мы видим в этой сфере большой потенциал для проектного финансирования. Объясняется этот тренд политикой государства, которое определяет рынок инвестиций в инфраструктуру. В рамках господряда фактически весь объем инвестиций идет за счет госбюджета. Но с одними господрядами в инфраструктуре, без привлечения частного финансирования и инвестиций, работать неэффективно.
Инвестиции в инфраструктуру остаются приоритетом федеральных властей, и для запуска проектов требуется более активное привлечение частных инвесторов и внебюджетных источников финансирования. Для государства в текущей ситуации как никогда актуально развивать формы реализации проектов с так называемой инвестиционной составляющей — это концессии, соглашения о государственно-частном партнерстве, долгосрочные инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла и другие, дающие возможность привлекать инвестиции, а не заменять их господрядами. В условиях секвестра бюджетных расходов в ближайшие годы использование механизмов привлечения частного капитала позволит все-таки запустить, а не откладывать реализацию масштабных инфраструктурных проектов.
— Каких результатов добился корпоративно-инвестиционный бизнес Сбербанка по итогам года? Какие вы бы выделили?
— Цифр очень много, но скажу о том, что представляется наиболее важным. Количество активных корпоративных клиентов банка превысило 2,6 млн, а ежемесячная аудитория в цифровых каналах удерживается на уровне 2,2 млн пользователей. Эти показатели говорят о том, что, во-первых, в банке обслуживается все больше предпринимателей и, во-вторых, они активно осваивают «цифру» и все реже ходят в банк.
И скажу о нашей работе по поддержке бизнеса во время пандемии коронавируса: мы продолжаем активно участвовать в соответствующих государственных программах. C момента запуска нами одобрено заявок: по программе кредитования под 2% — на 238 млрд руб., на зарплату под 0% — на 47 млрд руб. По государственным, собственным программам и индивидуальным решениям мы реструктурировали кредиты на 2,2 трлн руб. Отмечу, что по всем этим программам наш банк стартовал первым в стране и является абсолютным лидером в их реализации. А чтобы вывести продукты господдержки в интернет-банк, что было крайне актуально в период самоизоляции, нам понадобилось всего одна-две недели.
Но, конечно, не одной только реструктуризацией кредитов мы занимались — были запущены десятки новых продуктов для поддержки предпринимателей. Банк открыл горячие линии для корпоративных клиентов по вопросам работы бизнеса в связи с коронавирусом и переводу на удаленный режим работы. Объективно нами было сделано очень многое, чтобы помочь пострадавшему бизнесу, и мы гордимся этим больше любых ярких финансовых результатов.
— Развитие каких технологий сейчас является приоритетным для корпоративного сектора?
— Я бы сформулировал так: у клиентов сейчас в фокусе цифровая трансформация, развитие платформенных решений и работа с большими данными. Практика показывает, что любой бизнес-процесс становится более эффективным, если использовать решения на базе big data.
За многие годы мы накопили огромную экспертную базу знаний о клиентах и их потребностях, и благодаря технологиям искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения (ML) мы теперь можем предоставлять им аналитические отраслевые решения. Теперь представители среднего и крупного бизнеса могут развивать свои предприятия не на ощупь, а руководствуясь конкретным рекомендациями, заточенными под их отрасль: как реализовать свой потенциал, находить новых партнеров и отраслевые ниши, постоянно сравнивать себя с конкурентами и вовремя корректировать свою работу.
Для региональных органов власти у нас также есть решения, которые помогут повысить комфортность региона для жителей и его привлекательность для туристов, получать оперативные данные о состоянии экономики, в том числе по отдельным отраслям, выявлять новые рыночные ниши для развития и поддержки предпринимательства.
— Поделитесь планами по развитию блокчейна. Какова практическая польза этой технологии?
— Недавно мы запустили нашу собственную блокчейн-платформу и уже реализовали на ней первый проект — продажу билетов бизнес-партнерам авиакомпании S7 Airlines. С 1 января 2021 года вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах», который будет регламентировать взаимодействие между участниками сделок на блокчейне и выпуск цифровых финансовых активов. Появление законодательных норм и понятных правил игры на рынке позволит нам ускорить процесс внедрения блокчейна в корпоративном бизнесе. Сбербанк как владелец блокчейн-платформы будет предлагать на ней приложения, с помощью которых бизнес станет решать различные функциональные задачи. Например, создавать смарт-контракты с гарантированной оплатой, выпускать цифровые финансовые активы. Также на нашей платформе клиенты банка смогут разворачивать собственные блокчейн-приложения, приглашать в них своих партнеров и сотрудничать в рамках смарт-контрактов. Преимущества использования блокчейна очевидны — это существенный рост скорости расчетов между компаниями за счет автоматизации, безопасность сделок и создание нового рынка цифровых активов.
— Насколько во время пандемии выросло количество сделок в сегменте малого и микробизнеса, которые вы полностью проводите в удаленном режиме?
— Рост действительно существенный: если в первом квартале 2020 года в онлайн-режиме мы выдали малому бизнесу 27% кредитов, то во втором квартале это уже 65%. Такой прирост, в том числе, конечно, связан с нашим активным участием в программах господдержки бизнеса. Всего во втором квартале было выдано более 100 тыс. кредитов, что в три раза выше, чем за аналогичный период прошлого года.
— Как быстро к этому формату сотрудничества привыкли крупнейшие клиенты, ведь миллиардные сделки обычно обсуждаются и подписываются при личном общении?
— Личный контакт, безусловно, нужен и важен. Но пик пандемии показал, что при необходимости такие контакты можно заменить видеообщением, инструментов для которого сейчас очень много.
Кроме того, при подписании документации банк давно использует электронный документооборот, в том числе в кредитном процессе. Большинство клиентов, включая крупнейших, активно его использовали и ранее. COVID-19 просто стимулировал переход на удаленное взаимодействие более консервативных компаний, и со стороны банка мы не увидели сложностей. Но если клиенты предпочитали очное взаимодействие, мы всегда находили удобный для всех сторон формат.
— В последние недели в СМИ очень много обсуждается тема ребрендинга крупнейшего банка страны. А что в связи с этим изменится в блоке «Корпоративно-инвестиционный бизнес», который вы возглавляете?
— Новый бренд «Сбер» объединил технологии и сервисы для бизнеса любого размера. Соответственно, мы обновили визуальную стилистику коммуникаций с клиентами, относящимися к юридическим лицам. Бренд «СберБизнес» объединил в себе решения для малого бизнеса и самозанятых. Его задача — делать технологии доступными и открывать новые возможности для старта и развития бизнеса наших клиентов.
Хочу отметить, что решения экосистемы «Сбера» эффективны на всех этапах жизненного цикла предприятия: оценить бизнес-идею, зарегистрировать бизнес, проверить контрагентов, найти сотрудников, привлечь клиентов, запустить онлайн-продажи, получить доступ к бизнес-аналитике, осуществлять расчеты 24/7, привлечь финансирование и так далее — подобных задач десятки, и в каждой «Сберу» есть что предложить.
Решение всех этих задач тесно связано с развитием «Сбербанк Бизнес Онлайн». После ребрендинга наш интернет-банк для бизнеса — лучший по оценке многих престижных мировых конкурсов и премий — будет также называться «СберБизнес». Мы уже привели мобильное приложение и веб-версию к единой стилевой концепции так, чтобы клиентские пути были единообразны, а также сделали интерактивными наши stories, запустили обучающие туры для новых пользователей. Причем наши клиенты могут не только предлагать свои доработки, но и голосовать за предложения других пользователей. Мы также добавили возможности голосового управления в онлайн-чаты, и сегодня в чатах — как в веб-версии, так и на мобильной платформе — можно заказывать самые востребованные операций и услуги.
Решения для корпораций и госсектора мы объединили под брендом «СберПро». Опираясь на отраслевую экспертизу «Сбера», мы помогаем нашим клиентам не останавливаться на достигнутом, двигаться к цифровизации процессов и технологическому лидерству. Мы даем бизнесу ресурсы для трансформации и масштабирования, хеджируем риски, берем на аутсорсинг и оптимизируем бухгалтерию и юридическую поддержку, предоставляем уникальную аналитику — фокусируемся на этих направлениях. Наше десктопное приложение для корпораций также получило название «СберПро».
И, наконец, SberCIB — это наши решения для компаний и финансовых институтов, использующих инвестиционные инструменты и операции на глобальных рынках. Мы помогаем клиентам на всех этапах реализации инвестиционной стратегии, настраиваем финансовые инструменты с учетом специфики и структуры сделок. Ребрендинг завершает трансформацию традиционного имиджа инвестбанка в современный финансовый бренд — цифровую инвестиционную платформу SberCIB.