«Ценность VR — в получении опыта, недостижимого в реальной жизни»
Материалы выпуска
Сектор услуг сдерживает процесс выздоровления национальных экономик Решения «Программа модернизации тепловой генерации критически важна» Инструменты COVID-19 скорректирует инвестпроекты в России Рынок «В нестабильное время лизинг — возможность привлечения инвестиций» Компетенция «Ценность VR — в получении опыта, недостижимого в реальной жизни» Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Ценность VR — в получении опыта, недостижимого в реальной жизни»

О том, что станет стимулом для развития VR технологий, РБК+ рассказал CEO Sensorium Corp. Moscow Владимир Кедринский.
Фото: пресс-служба

— VR часто оценивают как пока не оправдавшую ожиданий технологию, которая не демонстрирует стремительного развития. В чем ее инвестиционная привлекательность?

— VR в целом имеет достаточно драйверов, обеспечивающих инвестиции в ее совершенствование. В горизонте нескольких лет рынок ожидает появления бюджетных VR-шлемов, обеспечивающих воспроизведение контента в высоком качестве. Такие глобальные игроки, как Facebook, Samsung, HTC, Sony, конкурируют за данный сегмент рынка.

Уже экспериментально тестируются VR контактные линзы и VR-гарнитуры, проецирующие изображение непосредственно на сетчатку глаза. Распространение высокоскоростного интернета в стандарте 5G, а затем 6G вкупе со спутниковым интернетом Starlink от Илона Маска обеспечат недостающую технологии VR возможность прокачки трафика.

— Что тогда сдерживает полноценное использование технологии в индустрии развлечений?

— VR-технология, основой которой сегодня является парк технически несовершенных и недостаточно востребованных VR-шлемов, не оправдывает ожиданий пользователей. Индустрия попала в классический цугцванг: технология не демонстрирует стремительного развития из-за отсутствия качественного массового контента, а контент не производится в связи с отсутствием совершенной технологии.

При этом планка ожиданий потребителя поднята очень высоко: кинематограф («Первому игроку приготовиться», «Черное зеркало»), литература («Смотритель» В. Пелевина и др.) сформировали у потребителя представление о виртуальной реальности как о полноценном мире, куда можно переместиться и, автономно существуя в нем, самореализовываться и проживать альтернативные жизненные сценарии. Технология, предоставляющая опыт, не соответствующий порожденным ожиданиям, разочаровывает.

Кроме того, VR по-прежнему асоциальна, VR-шлем выключает пользователя из социума. Это главный блок на пути распространения технологии в индустрии развлечений. Человек нуждается в сопереживании, в разделении эмоции. Можно закачать в VR-шлем самое удивительное выступление самого выдающегося артиста и обеспечить трансляцию в уникальном качестве, но потребитель при одиночном погружении испытает дискомфорт, его эмоция не будет полноценной.

COVID ничего не изменил в этом плане. Как и прежде, люди нуждаются в живом человеческом общении. Человек спроектирован как социальная сущность. и ни одно из испытаний, пережитых человечеством за многовековую историю, не изменило его природы.

Наш проект Sensorium Galaxy, стартовавший задолго до пандемии, в 2018 году, ориентирован на то, чтобы обеспечить с помощью VR-технологии пользовательский опыт нового уровня. Это глобальная платформа для социальной коммуникации или, фактически, социальная сеть нового поколения.

Концепция продукта Sensorium Galaxy в целом выходит за рамки развлекательного видео и направлена на удовлетворение базовых потребностей человека в общении.

— Каким должен быть актуальный VR-контент?

— Настоящую революцию VR в индустрии развлечений совершит контент, который позволит пользователю преодолевать социальную изоляцию, неминуемо возникающую при потреблении VR-продукта.

Актуальный VR-контент должен быть многопользовательским и позволять удаленным потребителям вступать в вербальную и визуальную коммуникацию в иллюзорных средах, а также быть иммерсивным, то есть позволять пользователю взаимодействовать с самими средами.

Он должен позволять воспроизводить безграничные фантазии авторов и вовлекать пользователей в самый немыслимый опыт. Например, оцифрованный Большой театр с «Лебединым озером» на виртуальной сцене будет являться репликой, компромиссной формой искусства. Но если вы перенесете балетную труппу в декорации невиданных планет, наполненных иными формами жизни, в далекое прошлое или в непостижимое будущее, трансформируете танцоров в облик инопланетных сущностей, видоизменяющихся в процессе выступления, погрузите пользователя в эпицентр этих событий, то вы получите новую форму искусства.

Для потребителя VR-контента ценность технологии заключается в возможности получения опыта, недостижимого в реальной жизни.

— Что собой представляет Sensorium Galaxy?

— Sensorium Corporation создает альтернативную метавселенную. Это тематический контентный хаб, наполненный виртуальными мирами. Sensorium Galaxy подразумевает три уровня функциональности, предоставляющих различный пользовательский опыт.

Первый уровень — погружение в виртуальные миры. Мир электронной музыки, например, создается в партнерстве с создателем клубов Ushuaïa и Hï на Ибице, музыкальным промоутером номер один в мировом рейтинге Forbes в 2019 году Янном Писсенемом (Yann Pissenem). Мир вечного движения создается в партнерстве с голландским ID&T, создателем глобальных фестивалей Sensation, Tomorrowland, а также с Фондом Сергея Полунина.

Для наполнения этих виртуальных миров контентом творчество артистов самых различных жанров оцифровывается и переносится в тематические виртуальные среды, в которые пользователь может погружаться, управляя своей цифровой репликой в образе персонального аватара. Мы планируем в течение года оцифровать выступления десяти диджеев из мирового топа, а также создать виртуальные шоу с участием мировых звезд балетной сцены. В дальнейшем вселенная будет развиваться, дополняясь новыми мирами.

Интеграция музыкального контента в виртуальные миры является не целью, а средством проекта, позволяющим вовлечь пользователя в активности, открывающие ему доступ к новому уровню социальной коммуникации.

Второй уровень функциональности — собственно коммуникация. Медиаплатформа Sensorium Galaxy позволяет людям из разных точек планеты, погружаясь в миры метавселенной, взаимодействовать со средой и друг с другом в онлайн-режиме — визуально и вербально. Аватары пользователей могут вести трансляцию из виртуальных миров о происходящих там событиях на 2D-гаджеты (телефоны, планшеты, ноутбуки) друзей, вовлекая их в коммуникацию.

Кроме того, платформа способна обеспечить механики цифрового бессмертия. Это третий уровень функциональности. Интеграция в VR-технологии искусственного интеллекта позволяет отслеживать активность пользователя, оперирующего в облике аватара в виртуальной среде, считывать проявляемые им черты характера, демонстрируемые поведенческие особенности, выражаемые эмоции и создавать цифровой ДНК пользователя.

Серия погружений пользователя в виртуальные миры позволяет нейросети на основе этого цифрового ДНК сформировать его цифровой паспорт и отключить аватар от своего владельца. Мы называем этот процесс цифровой эволюцией пользователя, а способность аватара к автономному существованию в виртуальных мирах Sensorium Galaxy под управлением нейросети — цифровым бессмертием. Оно открывает пользователю новый уровень возможностей для взаимодействия с другими участниками в процессе коллективного погружения в игровые механики продукта.

Цифровой паспорт является объектом интеллектуальных прав пользователя и защищается при помощи специализированной блокчейн-платформы.

— Каковы объемы и структура инвестиций в Sensorium Corporation?

— Для финансирования проекта использована современная форма привлечения инвестиций — ICO. Закрытый раунд позволил привлечь порядка $100 млн. Эмитированный в процессе ICO токен SENSO сегодня свободно обращается на четырех криптовалютных биржах. Его функциональное назначение — платежное средство внутри платформы, обеспечивающее доступ к контенту.

Помимо Михаила Прохорова в числе инвесторов проекта — музыкальный стриминговый сервис Tidal, совладельцами которого являются в том числе Джей Зи, Бейонсе, Мадонна, Рианна и другие известные артисты, а также ряд иных компаний из интертейнмент-индустрии.

— Sensorium — международный проект. Какова его юрисдикция?

— Да, действительно, над проектом работает международная команда. Компания имеет офисы на Каймановых островах, в Швейцарии, США, Канаде и России. Управление проектом ведется из Цюриха. Разработка платформы для стриминга VR-контента ведется в Лос-Анджелесе, контентная часть продукта разрабатывается в Лондоне и Монреале. Технология интеграции AI в VR разрабатывается в Чикаго.

Эксклюзивные аватары для проекта разработаны австралийским художником Джейсоном Эбейером (Jason Ebeyer). Оцифровка артистов и формирование библиотеки их движений осуществляется в собственной студии Sensorium Motion Сapture в Москве — одной из лучших в Европе.

— Когда можно ожидать релиза платформы?

— Проект стартовал в марте текущего года с публикации технической демоверсии орбитальной станции Sensorium Starship. Она запущена в космическое пространство и направляется к Sensorium Galaxy с виртуальным экипажем на борту. Это полная и достоверная цифровая реплика прошлого проекта Михаила Прохорова, реализуемого нами, — Sensorium Hall, расположенного в «Москва-Сити». Понаблюдать за тем, как экипаж отдыхает во время перелета, и присоединиться к нему в VR может любой желающий.

Анонс релиза Sensorium Galaxy планируется в первом квартале 2021 года.