— В российском машиностроении износ основных фондов превышает 50%. Между тем отрасль относится к приоритетным, ее развитие входит в национальные проекты. Как вы оцениваете перспективность России как покупателя станков и оборудования для машиностроения?
— Следствием высокого уровня износа станков является потребность в обновлении оборудования, что открывает отличные маркетинговые перспективы. Однако дефицит капитала и относительно низкий курс рубля негативно влияют на покупательную способность российских компаний. Тем не менее Тайвань по-прежнему уверен в надежности партнерских связей с российским рынком. Объем экспорта тайваньского оборудования в Россию в сравнении с другими странами сохраняет стабильность.
Тайваньские компании — производители металлорежущих станков много лет представлены на российском рынке и имеют хорошую репутацию. Большинство этих компаний работают через местных агентов по продаже и обслуживанию оборудования.
В последние годы вырос спрос на тайваньские формовочные станки, в связи с этим производители формовочных решений стали активнее участвовать в ежегодной выставке «Металлообработка». Однако российский рынок очень большой, и компаниям также нужны местные партнеры, которые будут продавать тайваньское оборудование и оказывать конечным потребителям услуги по его профессиональному обслуживанию.
— Современный станок — это не только и даже не столько механические детали, сколько комплекс программного обеспечения. Какие возможности это открывает для производственников?
— Развитие интернета и ИТ-технологий существенно ускоряет информационное взаимодействие. Благодаря тому, что мониторинг и анализ данных, принятие решений происходят в режиме реального времени, сокращается традиционный разрыв между производством и продажей. Это, в свою очередь, положительно влияет на организацию сбыта продукции, повышает эффективность работы компаний и, соответственно, ускоряет развитие всей отрасли.
В качестве иллюстрации приведу в пример iForming — разработку компании Chin Fong. Это программа интеллектуального управления производством, которая помогает модернизировать традиционное прессовое производство в интеллектуальное (smart factory), работая в четырех направлениях: оборудование, производство, управление и сервис. Подключение оборудования к интернету и его интеграция в платформу интернета вещей (IoT) позволяет контролировать состояние оборудования постоянно. Сбор таких данных помогает эффективнее планировать загрузку производственной линии. Возможность интеграции с ERP/MES-системами, в свою очередь, обеспечивает обновление производственных данных, аналитики в режиме реального времени. Наконец, интеллектуальное программное обеспечение отвечает за автоматическое информирование клиента о приближающемся сроке планового техобслуживания, а также позволяет проверять состояние рабочего цеха с помощью системы дистанционного наблюдения.
Такая система делает производство экономичнее и проще, что сегодня особенно актуально.
— В чем специфика сервисной поддержки в цифровую эпоху?
— Сервисная поддержка в ИТ играет важнейшую роль. Тайвань не только является одним из ведущих мировых экспортеров в области машиностроения, но и славится полноценной ИТ-инфраструктурой, позволяющей оказывать дистанционную поддержку партнерам по всему миру. Поэтому для ускорения развития интеллектуального производства Тайваньская ассоциация машиностроения (TAMI) активно сотрудничает с Тайваньской ассоциацией производителей электротехники и электроники (TEEMA).
— Какую роль в вашей отрасли играет роботизация?
— Роботизация производств — это долгосрочный тренд, который сегодня получил дополнительные точки роста. Реструктуризация цепочек поставок, необходимость соблюдать ограничительные меры и избегать физического контакта с человеком способствуют дальнейшему внедрению роботизированных производственных решений.
Другая общемировая тенденция — развитие «Индустрии 4.0». Чтобы сохранить свою долю рынка, станкостроителям необходимо предоставлять клиентам интеллектуальные производственные услуги. А для этого они должны продолжать инвестировать и активно развивать технологии «Индустрии 4.0».
— Каким вы видите будущее машиностроительной отрасли?
— «Умное» производство — это цель концепции «Индустрия 4.0». Крупные компании, обладающие технологиями и хорошим финансированием, достаточно быстро смогут обновить свои производства. В то время как большинству малых и средних предприятий понадобится больше времени для такого перехода.
— На российском рынке азиатские компании конкурируют с европейскими. Каковы преимущества оборудования из Азии?
— Во-первых, цена: европейское оборудование дороже тайваньского. Во-вторых, продукция тайванских станкостроителей уже много лет продается в России. Российский клиент знаком с нашей продукцией и доволен ее высоким качеством. Кроме того, Тайвань регулярно модернизирует свою продукцию.
— В чем основное отличие тайваньской станкостроительной промышленности от японской? Кого вы считаете своим главным азиатским конкурентом?
— В станкостроительной отрасли основные конкуренты Тайваня, действительно, Япония и Корея. В сравнении с Тайванем преимуществами Японии является валютный курс и соглашения о свободной торговле с другими странами. Но даже несмотря на это тайванские станки пользуются большим спросом по всему миру. Это объясняется тем, что продукция тайваньских компаний отвечает требованиям клиентов к высокотехнологичному производству и удовлетворяет их потребности. Кроме того, наши компании обладают развитой сетью по поставке запасных частей.