— Транспортная отрасль — одна из наиболее пострадавших от пандемии. Какое влияние оказал коронакризис на рынок лизинга?
— Последствия пандемии коронавируса, безусловно, повлияли на все отрасли экономики и сегменты бизнеса. Сильнее всего, в частности, пострадала авиаотрасль: за январь—май 2020 года перевозки сократились на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но с конца июня ситуация стала улучшаться за счет роста пассажиропотока на внутренних направлениях. Вместе с тем ряд авиакомпаний могут пересмотреть свои планы на обновление парка воздушных судов.
Стоит отметить, что мы специализируемся на другом авиасегменте: в нашем портфеле сделки по лизингу вертолетов и самолетов нерегулярных пассажирских рейсов, которые не так остро на себе почувствовали последствия пандемии. Поэтому работа в этих направлениях продолжается, и мы планируем по итогам года удвоить этот портфель.
Кроме того, как и авиаотрасль, в перечень наиболее пострадавших отраслей включены судоходные компании. В рамках поддержки сектора внутреннего водного транспорта, в частности морских и речных круизных перевозок, правительство выделит 320 млн руб. на исполнение лизинговых договоров. Обсуждаются также меры по льготным кредитам, перенос уплаты страховых взносов и др. Постепенно отрасль восстановится. Возможно, часть недополученной выручки можно будет восполнить за счет продления навигационного периода. Со своей стороны, мы готовы финансировать судоходные компании и в период самоизоляции как раз заключили сделку на приобретение морского судна.
В целом лизинг в нестабильное экономически время как раз выступает одним из инструментов привлечения инвестиций.
— Вы больше позиционируете себя как компания, работающая с крупным бизнесом?
— Мы универсальная лизинговая группа компаний. Это касается как предметов лизинга, так и потребительской аудитории. Группа работает с «Вертолетами России», компаниями «Велесстрой», «Ростелекомом», Eriell и прочими представителями реального сектора экономики. С другой стороны, нашими клиентами являются тысячи малых и средних предприятий (МСП), которые не только участвуют в производственных цепочках крупного бизнеса, но и сами являются производителями. Их интерес, как правило, связан с быстрым финансированием для решения оперативных задач, и здесь мы тоже готовы подставить надежное плечо.
Мы успешно взаимодействуем с предприятиями из разных отраслей, но сейчас делаем ставку на развитие направления автолизинга. Этот рынок еще очень далек от насыщения. В начале 2020 года к нашей группе присоединилась компания Carcade (в конце марта «Газпромбанк Лизинг» закрыл сделку по приобретению доли 68% в уставном капитале ООО «Каркаде», еще 32% перешли дочерней компании Газпромбанка «Новые финансовые технологии». — РБК+), которая является одним из лидеров в легковом премиальном сегменте рынка, имеет богатую экспертизу в этой сфере. Раньше за все отвечала наша «дочка» — «Газпромбанк Автолизинг», которая больше сильна в продажах коммерческой техники. Теперь каждая компания будет отвечать за свой профиль на высоком профессиональном уровне, взаимодополнять друг друга, делиться опытом.
— Основными драйверами роста рынка автолизинга до пандемии были сервисы каршеринга. Как самоизоляция отразилась на состоянии бизнеса основных клиентов рынка автолизинга?
— Из-за COVID-19 и вынужденного введения режима самоизоляции разрушились целые цепочки внутри крупных бизнесов. Это, в свою очередь, негативно отразилось на сегменте МСП. По предварительным экспертным оценкам, в текущем году авторынок недосчитается 20–30% от прошлогодних объемов, а это 1,76 млн реализованных машин. К прежним цифрам авторынок в целом вернется не раньше, чем через пару лет. Сегменту же автолизинга в этом году в лучшем случае удастся повторить показатели 2019 года, когда объем нового бизнеса составил 570 млрд руб.
Но есть и позитивные тренды. В текущих условиях растет доля лизинга в структуре продаж автотехники. Например, в легковом сегменте авторынка в нашей стране на лизинг приходится в среднем лишь около 11%. Для сравнения: в Европе соответствующий показатель — 30%, в США — 60%. Согласно нашим прогнозам, по итогам текущего года через лизинговые схемы на авторынке будет реализовываться 13% легкового автотранспорта. Это сделает механизм привлекательнее в глазах производителей техники, а значит, позволит говорить о предоставлении лучших условий для корпоративных клиентов.
— Пандемия повлияла на процессы управления и принятия решений в компании?
— Коронакризис испытал абсолютно всех руководителей на прочность и повлиял на методы управления компанией в целом. Мы привыкли сначала разрабатывать стратегии, а уже после работать с конечным потребителем. Но с середины марта все моментально оказались в совершенно новых экономических и социальных условиях, и стало понятно, что классические методы управления бизнесом не работают. Многие решения пришлось принимать в оперативном режиме — переходить на дистанционную работу с клиентами и партнерами, переводить на удаленку персонал.
В кризис необходимо сохранять здоровое спокойствие, здравый оптимизм и уверенность в своих действиях. Именно эти качества менеджмента для меня всегда в приоритете. Для паники места не должно быть. Поэтому группа «Газпромбанк Лизинг» успешно перенесла сложные времена, не просив помощи у государства.
Важно отметить, что лизинговый рынок находится в плотной связке со всеми отраслями экономики. Поэтому мы незамедлительно приняли решение о разработке собственных мер поддержки для наших клиентов, которые испытывали в период ограничений проблемы с исполнением договорных обязательств. И если с представителями крупного корпоративного бизнеса мы работали индивидуально, точечно, то для компаний МСП был разработан целый пул мер поддержки. В частности, предоставили возможность на несколько месяцев заморозить платежи примерно 45% клиентов. Таким образом не только им помогли продержаться на плаву в критической ситуации, но и закрыли свои риски.
Кроме того, в период самоизоляции мы запустили программу трейд-ин для клиентов МСП. Клиент может пополнить или обновить автопарк без аванса — мы просто засчитываем в качестве авансового платежа стоимость имеющегося у него автомобиля. Благодаря этому ИП или представители МСП могут взять в лизинг дополнительное количество транспорта в целях расширения бизнеса без отвлечения оборотных средств.
— Эксперты отмечают, что пандемия стала катализатором для процесса цифровизации в разных отраслях.
— Действительно, пандемия и связанные с ней ограничительные меры убедили нас в необходимости дальнейшего развития онлайн-каналов продаж и ускорили принятие соответствующих решений. Онлайн-автолизинг — заключение сделок полностью в цифровом формате, который тестировался на уровне пилота только в Московском регионе, был быстро масштабирован на все 26 представительств «Газпромбанк Автолизинг» по России. Клиенты также получили возможность через личный кабинет осуществлять мониторинг штрафов ГИБДД, контролировать платежи и получать бухгалтерское сопровождение.
В период действия ограничительных мер мы, как и другие компании, использовали электронный документооборот и подписание договоров лизинга и поставки с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). С крупным бизнесом таким образом мы заключали даже миллиардные сделки.
А вот в автомобильной отрасли есть мнение, что клиенты в большинстве своем консервативны при выборе автомобиля, им нужны автосалоны, чтобы «пощупать» товар при покупке. Но статистика говорит об обратном: выбор транспортного средства уже давно происходит онлайн (например, в YouTube). Согласно данным исследования агентства ANK Research & Consulting, 60% потенциальных покупателей заинтересованы во внедрении индивидуальных консультаций с видеопрезентацией автомобиля.
— Получать лизинговые продукты и услуги стало проще?
— Да, все упростилось, особенно для клиентов МСП. Для новых клиентов по автолизингу мы разработали дополнительные скидки на легковой и грузовой транспорт, улучшили условия страхования и перевели обслуживание действующих договоров в онлайн. Кроме того, увеличили долю быстрых продуктов, когда принятие решений осуществляется без выезда к клиенту.
Повторным клиентам для рассмотрения заявок на очередное финансирование больше не нужно заново предоставлять документы, скидка на каско составляет теперь 15%, а услуга мониторинга и оплаты штрафов ГИБДД оказывается бесплатно.
Важно, что параллельно изменения происходят и на стороне поставщиков транспорта: автосалоны (например, мультибрендовые «Рольф» и «Максимум») готовы доставлять предмет лизинга прямо по адресу клиента. Это новый тренд в автомобильной истории, который, безусловно, нужно развивать. Даже когда бизнес клиента держался на плаву и он готов был заключать новые договоры лизинга в целях расширения деятельности, передача транспорта затруднялась из-за закрытых дилерских центров. По нашим данным, к концу апреля, когда авторынок рухнул на 70%, в стране полностью функционировали лишь 19% салонов. Восстановили работу дилеры лишь к концу мая. Таким образом, реализация услуги доставки автомобиля до клиента решает проблему передачи транспорта в кризисной ситуации и в разы улучшает клиентский опыт. По данным ANK Research & Consulting, 73% респондентов заинтересованы в получении автомобиля в удобном для них месте.
В этом году российский рынок лизинга отмечает 30-летие. «Газпромбанк Лизинг» уже добрую половину этого срока представлен на рынке — нам 17 лет. Мы пережили не один кризис. И текущий, связанный с COVID-19, тоже переживем, потому что продолжаем работать над укреплением рыночных позиций.