Решения , Весь мир ,  
0 

«Как финтеху, так и агротеху нужно больше инноваций в сфере b2b»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О синергии цифровизации в финансовом секторе и агропроме, о роли стартапов и отраслевых инновациях РБК+ рассказала директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова.
— В цифровизации финансово-банковской сферы Россия — один из мировых лидеров. РФ лишь немного, согласно прошлогоднему исследованию EY, уступает по уровню проникновения финтехуслуг Китаю и Индии. А как обстоят дела с «цифрой» в агропромышленном комплексе (АПК)?

— Сельское хозяйство — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей во всем мире. И АПК обладает огромным потенциалом в плане внедрения передовых технологических решений. По экспертным оценкам, масштабы сегмента информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в агропроме через пять лет в денежном выражении могут превысить 1,5 трлн руб. Производительность сельхозпредприятий, согласно задачам ведомственного проекта Минсельхоза РФ «Цифровое сельское хозяйство», благодаря внедрению ИКТ, к 2024 году должна увеличиться вдвое. «Умная ферма», «вертикальная ферма», «умное поле» — эти понятия уже прочно вошли в наш профессиональный обиход.

Вклад в общее дело РСХБ, как опорного банка агропрома, — создание экосистемы «Свое фермерство», которую мы запустили минувшим летом. Проект уже вошел в число победителей престижного международного конкурса инноваций Gartner Eye on Innovation Award в номинации «Финансовые сервисы 2020».

Задача платформы — стать проводником современных digital-технологий для малых и средних предприятий и фермеров. Аграрии смогут без дополнительных затрат автоматизировать бизнес-процессы, сэкономить время, ресурсы. К концу года мы планируем подключить к платформе более 50 тыс. фермеров по всей России и развить количество предлагаемых сервисов и услуг до 40.

Также в начале осени этого года Россельхозбанк реализовал еще один проект внутри экосистемы «Свое фермерство» — «Свое родное» . Это маркетплейс для сбыта и продвижения фермерской продукции. В рамках данной платформы можно совершать покупки свежих фермерских продуктов, общаться с поставщиками онлайн, договариваться об агротурах на фермы.

Проект охватывает сразу две целевые аудитории: фермеров и покупателей их продукции. Первым мы даем дополнительные каналы сбыта, а вторым — возможность приобрести натуральную фермерскую продукцию у проверенного продавца.

— Каких решений в сфере финтеха и агротеха сейчас не хватает бизнесу?

— Когда мы говорим о лидерстве России в сфере проникновения финансовых технологий, то речь в первую очередь идет о розничном рынке, включая сегмент малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательства (МСП). В нашей стране важно поддерживать именно МСП в АПК, — эти компании играют важную роль в обеспечении населения сельхозпродукцией и поддержании продовольственной безопасности страны.

Проблема в том, что большая часть существующих цифровых решений для МСП ориентирована на сегмент электронной коммерции. При этом как финтеху, так и агротеху нужно больше решений в сфере b2b для малого бизнеса, в том числе связанных с работой с большими данными, аналитикой и искусственным интеллектом (ИИ). Будут пользоваться популярностью сервисы, которые помогут проводить скоринг, автоматизировать внутренние бизнес-процессы предприятий АПК, создавать «цифровые» рабочие места. Именно такой подход мы сейчас используем при рассмотрении стартапов для пилотирования в «Акселераторе РСХБ», который проводим совместно с фондом «Сколково».

Чтобы ликвидировать соответствующий пробел, Россельхозбанк также сотрудничает с крупными технологическими вузами, институтами развития, профильными министерствами и ведомствами. В частности, у нас есть совместная лаборатория с МФТИ, где проводятся исследования в области анализа и обработки больших данных. Наша общая цель — вывести на новый уровень коммуникацию с клиентами банка в цифровых каналах обслуживания, оптимизировать ключевые бизнес-процессы с использованием продвинутой аналитики и методов машинного обучения. Кроме того, в рамках лаборатории решаются задачи цифровой экосистемы для фермеров, которая объединяет целый ряд инновационных сервисов с использованием ИИ на одной платформе.

Также, совместно с РГАУ МСХА им. К.А.Тимирязева, при участии МФТИ, мы сейчас создаем научную агротехнологическую лабораторию с целью решения актуальных бизнес-задач АПК с применением современных технологий и программно-алгоритмических средств анализа больших данных.

— Можно немного подробнее об акселераторе?

— «Акселератор РСХБ» в первую очередь нацелен на поиск лучших инновационных решений для трансформации внутренних бизнес-процессов и создание цифровых продуктов и сервисов для клиентов банка. В течение октября мы получили более пятисот заявок от стартапов со всей России.

Участниками акселератора оказались молодые и амбициозные стартапы с приличным багажом успешно реализованных проектов, поэтому нам есть из чего выбрать. Нам было интересно познакомиться с инновационными решениями по направлению финансовых продуктов и услуг. Мы понимаем, что их внедрение в работу компании поможет существенно упростить клиентский доступ к продуктам и сервисам банка, совершение мгновенных и безопасных платежей, интеграцию с внешними системами.

— В акселераторе заявлен максимально широкий спектр технологий: блокчейн, искусственный интеллект, машинное обучение и биометрия. Какие направления наиболее перспективны сегодня?

— В сельскохозяйственном секторе это точное земледелие, системы управления агропредприятиями (FMS), беспилотники (дроны и беспилотная сельхозтехника), в том числе технологии машинного обучения, которые в перспективе могут сократить операционные расходы, потери урожая и затраты на ремонт оборудования.

В целом перспективные технологии — это автоматизация промышленности, биоинженерия, разработка инновационных материалов (material science), оптимизация процессов с помощью продвинутых систем на базе ИИ. Многие издержки можно сократить только за счет более эффективного распределения ресурсов — это актуально и для промышленности, и для ретейла, и для логистики. С логистикой, в частности, связаны основные сложности, учитывая то, что на огромной территории России производители и потребители часто находятся друг от друга на большом расстоянии.

Важную роль играют не столько грандиозные научные прорывы, сколько создание удобных и эффективных инструментов управления и организации задач. Условно говоря, блокчейн — это тоже некий протокол и стандарт, то есть продвинутый инструмент, который, тем не менее, может изменить экономику и общество в целом.

— В чем заключается поддержка стартапов, которые присоединятся к программе? Какую пользу они извлекут, даже если не дойдут до финала?

— В первую очередь стартапы смогут принять участие в обмене знаниями и опытом в области продвижения и реализации инновационных технологических решений, получат менторскую поддержку Россельхозбанка и экспертов фонда «Сколково», а также доступ к возможностям экосистемы РСХБ. Финалистам будет предоставлена возможность реализовать пилот в нашем банке. И у них появится шанс получить статус резидента «Сколково» и сопутствующие налоговые льготы и гранты от фонда.

— Будет ли связана программа акселератора с экосистемой «Свое фермерство»? Смогут ли стартапы быстро интегрировать свои решения, насколько открыта платформа для новых разработок?

— Благодаря инновационным решениям, с которыми мы хотим познакомиться в рамках акселерационной программы РСХБ, у наших клиентов откроется доступ к новым инструментам ведения бизнеса, которые помогут автоматизировать процессы и вывести дело на новый уровень. Платформа довольно гибкая и, конечно, открыта к внедрению новых разработок. Планируется развивать такие направления, как земледелие и животноводство; производство, логистику и агротуризм (упомянутый выше проект «Свое родное»), экосистему «Свое жилье» (официальный портал подбора жилья и ипотеки от Россельхозбанка, а также сопутствующих услуг — переезда, клининга, дизайна).

— Один из ключевых элементов экосистемы — развитая e-commerce-платформа. Как вы оцениваете эволюцию отрасли на российском рынке и в агротехсекторе в частности?

— По предварительным экспертным оценкам, по сравнению с прошлым годом рынок электронной коммерции в России вырастет на 30%. Онлайн-сегмент в сфере ретейла тоже растет — по оптимистичным прогнозам он может составить до 15% от общего объема продаж. В целом за первое полугодие 2020 онлайн-коммерция впервые заняла 10,9% в общем обороте российской розницы. Развиваются новые технологии и бизнес-модели, например, d2c (direct-to-consumer), появляются более удобные и доступные платформы и каналы для дистрибуции, в том числе маркетплейсы.

Однако агросектор в России в e-commerce пока не включен. В нашей стране экономика маркетплейсов только начинает развиваться, хотя пандемия значительно ускорила этот процесс — многие рассматривают возможность создания собственных онлайн-магазинов или витрин в соцсетях. Тем более, что есть пример Китая, где все больше фермеров экспериментирует с онлайн-каналами продаж. Китайская платформа Pinduoduo, например, является самым быстрорастущим онлайн-магазином в истории, с рыночной капитализацией на NASDAQ на сегодня выше $170 млрд. В прошлом году на платформе PDD свои товары, в том числе фермерские продукты, продавали более миллиона продавцов на аудиторию около 350 млн человек.

В сельскохозяйственном секторе запрос на электронные торговые площадки определенно есть, поскольку потребители, конечно же, заинтересованы в том, чтобы свежая местная сельхозпродукция максимально быстро доходила до полок магазинов. В целом мировой тренд — это сокращение цепочки поставок. В ближайшее время ожидается появление новых систем управления поставками, которые позволят отслеживать свежесть продуктов и эффективно организовать дистрибуцию, минимизируя потерю продукции. Помимо этого, они свяжут фермеров с точками продаж — агрегаторами и маркетплейсами.

Во всем мире интерес к агротехнологиям растет из года в год, в них инвестируют и компании большой ИТ-семерки: американские Google, Apple, Facebook, Amazon, китайские Baidu, Alibaba, Tencent и другие. Появляются высокотехнологичные стартапы, такие как Indigo Ag, который специализируется на технологиях повышения урожайности сельхозкультур, Perfect Day, производящий молочные белки без коровы, Aleph Farms, выращивающий мясные стейки из клеток в лаборатории и другие, которые еще совсем недавно казались невозможными. Мы надеемся, что в России в скором времени подобные решения также появятся и будут стремительно развиваться.

Но говорить о доминировании онлайн-каналов, как я уже сказала, пока рано. К тому же, значительная часть населения России все еще не пользуется электронными платформами, тем более для покупки продуктов питания. Так, проникновение e-commerce в небольших городах и сельских поселениях составляет 3,6% и 2,5% соответственно (для сравнения, в Москве – 15,2%).

Инструменты «Компании за пять минут регистрировали аккаунты и начинали торговать»
Скачать Содержание
Закрыть