Рыночный расклад ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Лизинг выезжает из кризиса

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
На фоне проседания крупных корпоративных сегментов лизинга — авиа- и железнодорожного транспорта розничный бизнес растет главным образом за счет автолизинга.

По итогам девяти месяцев текущего года объем нового бизнеса на российском рынке лизинга сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составил 980 млрд руб., приводятся промежуточные итоги в материалах агентства «Эксперт РА».

До пандемии российский рынок лизинга, по данным Национального рейтингового агентства (НРА), входил в 15 крупнейших мировых рынков с объемом $20,6 млрд и темпами роста 20,7% (по итогам 2018 года), хотя его доля в ВВП оставалась ниже, чем средний показатель крупнейших мировых рынков (США, Китая, Великобритании, Германии и других развитых стран), — 1,24 против 2,24% соответственно.

С одной стороны, у российского рынка есть потенциал для роста. С другой — реализоваться он может только в случае стабилизации экономической ситуации, отмечают авторы июльского аналитического обзора НРА.

Взлеты и падения 

Крупные сегменты лизингового рынка начали сжиматься еще в прошлом году, и это стало сдерживающим фактором: рост нового бизнеса в 2019 году составил 11% и был минимальным с 2016 года (33%).

В целом объемы нового бизнеса крупных корпоративных сегментов — авиа- и железнодорожного транспорта — по результатам девяти месяцев 2020 года сократились на 25 и 30% соответственно (данные «Эксперт РА»).

Авиа— и железнодорожный транспорт — самые капиталоемкие направления для рынка, говорит генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. По его словам, стагнация железнодорожной отрасли (из-за падения ставок и роста профицита некоторых видов вагонов) заставила компанию диверсифицировать портфель и начать сокращать в 2019 году долю сделок по лизингу вагонов.

Доля железнодорожного сегмента в лизинге сократилась с 26% в 2018-м до 16,8% в 2019 году. По итогам первой половины 2020-го, согласно данным «Эксперт РА», она составила 16,6%.

Из-за сокращения сделок по приобретению самолетов российского производства доля авиационного сектора по стоимости имущества в новом бизнесе по итогам прошлого года в целом снизилась до 5,4 с 12,6% в 2018 году (данные «Эксперт РА»).

Пандемия усугубила ситуацию. В России перевозки по итогам года сократятся более чем в два раза, считают эксперты Международного транспортного форума ОЭСР. Потери российских транспортных компаний составят 230 млрд руб.; авиаперевозчики, в частности, потеряют до 30% годовой выручки, отмечается в аналитическом обзоре InfraOne. Сокращение пассажирских перевозок привело к росту убытков авиакомпаний и замораживанию планов по наращиванию и обновлению воздушного парка, отмечают в своих материалах аналитики «Эксперт РА».

Лизинг морских и речных судов тоже относится к наиболее пострадавшим от пандемии сегментов: новый бизнес в 2020-м сократился на 67%.

Шоковый период 

Несмотря на отрицательные темпы роста нового бизнеса, объем лизингового портфеля за девять месяцев 2020-го вырос на 6% и достиг 5,1 трлн руб. Это результат переоценки валютных договоров из-за ослабления курса рубля и роста объема реструктуризаций и проблемных активов, отмечают аналитики «Эксперт РА».

Однако просрочка и запросы на реструктуризацию характерны в основном для розничного сегмента, говорят эксперты. «Малые и средние предприниматели приняли на себя основной удар последствий ввода ограничений из-за распространения COVID-19», — говорит Максим Калинкин.

В активную фазу пандемии просрочка в портфеле розничных клиентов выросла почти до 30%, отмечает управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Гришина. Но по большинству таких договоров была одобрена реструктуризация или кредитные каникулы, уточняет она. Например, за реструктуризацией сделок обратилось 25% клиентов портфеля автолизинга. Но только 15% воспользовались возможностью снижения нагрузки, говорят в «Альфа-Лизинге»: «У кого-то улучшилась ситуация в бизнесе, кто-то понял, что вытянет без пересмотра графика».

В крупном корпоративном сегменте у «Газпромбанк Лизинг», по словам Максима Калинкина, просроченная задолженность за десять месяцев 2020 года составила всего 0,01%, а сделки по реструктуризации были единичны.

Рост на рознице 

Именно розничный бизнес участники рынка сегодня называют драйвером рынка. В третьем квартале, согласно последнему отчету рейтингового агентства «Эксперт РА», отложенный спрос и меры господдержки способствовали росту нового бизнеса на 70% (в 2019-м — рост на 41%). Автолизинг за девять месяцев года вырос на 9%, что привело и увеличило доли этого сегмента на рынке с 38 до 43%. В целом объем нового бизнеса в розничном сегменте вырос на 13%, до 708 млрд руб.

В частности, объем нового бизнеса компании «Газпромбанк Лизинг» за последние девять месяцев вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 57,6 млрд руб. Наибольшую долю составил легковой транспорт (38%), грузовой транспорт (17%), воздушные суда (11%) и строительно-дорожная техника (7%). Наращивание присутствия в сегменте автолизинга стало драйвером роста группы, говорят в компании. Новый бизнес «Газпромбанк Автолизинга» вырос на 160%, а входящей в группу компании Carcade — на 136%. Причиной роста объемов автолизинга как по группе, так и в целом по рынку стала реализация отложенного спроса на автомобили в третьем квартале, говорит Максим Калинкин.

В течение нескольких недель в начале года дилеры вообще не работали, многие предприниматели предпочли повременить с приобретением техники, напоминает Ольга Гришина. Но в третьем квартале накопленный спрос наряду со спадом производства привел даже к дефициту техники, объясняет она. Продажи грузового транспорта в компании, например, в третьем квартале выросли на 83% по сравнению со вторым. По итогам девяти месяцев рост составил 24%, говорят в ГК «Альфа-Лизинг».

Лизингодатели заинтересованы в финансировании каршеринга и развитии продуктов для таксопарков в автолизинге, отмечает Ольга Гришина. Почти 100% автомобилей каршеринговых операторов взяты в лизинг, говорит Максим Калинкин: «Но рынок до конца не насыщен, есть перспективы для наращивания парков и расширения географии сервиса».

Автолизинг в целом хорошо показал себя в пандемию и остался одним из самых стабильных секторов, говорит генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров. По его словам, в будущем году уверенно будет себя чувствовать сегмент сельхозтехники: «Сельское хозяйство кризисные явления затронули в меньшей степени, и отрасль продолжит свое поступательное развитие».

В ближайшие три—пять лет продолжат развиваться сегменты строительной и дорожно-строительной техники, рассказали в пресс-службе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Цифровизация предприятий и удаленный режим работы увеличивают спрос на телекоммуникационное и ИТ-оборудование и делает телекоммуникационный сектор одним из наиболее перспективных, обращают внимание в компании.

Господдержка 

Обновление парков региональных авиакомпаний и поставки новых отечественных водных судов осуществляются во многом благодаря господдержке, отмечают в ГТЛК. В третьем квартале компания заключила несколько крупных сделок в сфере водного, железнодорожного и авиатранспорта, обеспечив четверть общего роста рынка лизинга. Существенный объем нового бизнеса пришелся, в частности, на реализацию программ лизинга Sukhoi Superjet 100, отечественных вертолетов и обновление парков городского пассажирского транспорта. Общий объем нового бизнеса ГТЛК по итогам периода с января по сентябрь 2020-го вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Развитие лизинга городского транспорта станет еще одним драйвером рынка в ближайшей перспективе, считает Максим Калинкин: «Минэкономразвития РФ обсуждает вопросы обновления парков наземного транспорта и инфраструктуры электротранспорта. В перспективе это направление может потеснить другие капиталоемкие сегменты рынка лизинга».

Программы господдержки сыграют стимулирующую роль и в автолизинге, полагают эксперты. В июле 2020 года правительство РФ запустило программу «Доступная аренда», в рамках которой лизинговым компаниям компенсируется скидка до 25% на приобретение операторами каршеринга автомобильной техники в операционный лизинг. Спрос на субсидию уже превышает выделенные лимиты, отмечает Ольга Гришина. Участники рынка рассчитывают, что стагнация не затянется надолго и уже в 2021 году начнут расти и крупные корпоративные сегменты лизинга.

Компетенция «Стоп-факторы важно вовремя включать и так же вовремя выключать»
Скачать Содержание
Закрыть